Язык зороастризма. Зороастризм (Заратустра)

Иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.

Пророк Заратустра (Зороастр) - основатель зороастризма

Отправляясь от того мнения, что в природе, как и в душе человеческой, добро перемешано со злом, и опираясь на древнее двойственное воззрение народа, Зороастр разделил вселенную и все созданное на два царства: на чистое царство света, управляемое царем богов Ахурамаздой (Ормуздом) и заключающее в себе все благое, чистое и святое, и на царство мрака, управляемое «злонамеренным», «лукавым» Ахриманом (Ангра-Майнью) и вмещающее в себе все злое, порочное, грешное. По учению зороастризма, каждый из этих высших богов имеет полчища богоподобных духов , разделенных по степени своей важности на классы: Ормузд – шесть амешаспентов (главных духов) с второстепенными духами – ферверами (фраваши) и изедами (язата), Ахриман – дэвов (даэва и друджа), тоже разделенных на классы.

Оба основных начала – доброе и злое – существовали от века. Ахурамазда, утверждают зороастрийцы, был могущественнее, беспрепятственно создал священным творческим словом (гоновер) мир – царство света, заключавшее в себе лишь доброе и чистое; но когда он удалился в свое небесное обиталище, Ахриман в змеином образе прошел созданный мир и наполнил его враждебными духами, нечистыми и вредными животными , пороками и грехами. В противоположность Ахурамазде, творцу света, дня и жизни, злой демон зороастризма, Ахриман, был творцом мрака, ночи и смерти; Ахурамазда создал быка, собаку, петуха : Ахриман – хищных животных, змей, вредных насекомых; Ахурамазда старался, с помощью духов-ферверов, удержать людей на стезе добродетели и нравственной чистоты; Ахриман со своими дэвами пользуется всяким случаем, чтобы врасплох поселиться в сердце человека и обратить его на путь нечистоты и порока.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Таким образом, согласно учению зороастризма, происходит вечная борьба между двумя силами за обладание землею и человечеством. Но когда-нибудь победа должна остаться за добрым началом: тогда царство света наполнит мир, и наступит состояние вечного блаженства. Тогда поклонники Ахурамазды, души которых по смерти окажутся незапятнанными после испытания на мосту Чинвате, получат иные, светлые тела, не бросающие от себя тени, и будут наслаждаться у престола божественного света вечным счастьем и небесною славой. Оттого поклонник Ормузда – зороастриец – обязан, во время земной своей жизни, всеми силами противиться злым духам, умилостивлять их и укрощать гнев их жертвоприношениями и смирением, бороться с ними в природе истреблением вредных животных и прилежным размножением полезных плодов и деревьев, а в собственной груди – исполнением священного закона, поклонением огню и молитвой, добрыми речами и делами, жертвоприношением коней и быков, позднее даже людей. Соблюдение «доброго закона» зороастризма, в котором Ахурамазда открыл людям свою волю, делает человека способным противостоять всем проискам дэвов, обитающих в Туране, в той дикой степной полуночной стране, откуда обыкновенно вторгались в царство света – Иран – хищные кочевые полчища.

Фаравахар - один из главных зороастрийских символов

Такое воззрение представляло зороастрийским жрецам (магам) соблазнительную возможность наполнить Зенд-Авесту множеством предписаний, подчинивших жизнь иранцев рабскому игу неподвижного закона. Зороастр предписывал чистоту в помышлениях, словах и поступках, как вернейшее предохранительное средство от влияния дэвов, а позднейшие зороастрийские жрецы сообщили понятию о чистоте чисто внешнее значение и придумали целую массу внешних правил, обрядов и обычаев, с помощью которых, по их мнению, можно было сохранить чистоту или, утратив ее по неосмотрительности, возвратить снова. Этими очистительными предписаниями , жертвоприношениями и обрядовыми обычаями зороастризм превратил поклонение свету в рабскую покорность букве закона.

Каждая религия начала свое существование в определенный вековой период. Есть те, которые появились еще до нашей эры. Есть такие, которые не так уж и давно начали свое существование. Задумавшись, возникает вопрос: «Какая же религия самая старая?».

Зороастризм — это самая старая религия в мире. Если верить высказываниям ученых, то ей больше 7 тысяч лет. Зародилась она в Иране, и открыл ее миру — пророк Заратуштрой. Именно его и считают основателем этой древней религии. Об этой религии, очень давно была написана книга — Авеста. Язык изложения — авестийский, он больше нигде не используется, можно даже сказать что он мертвый.

История возникновения

Заратуштра (Зороастр) родился очень добрым и светлым ребенком. В то время как его одногодки делали пакости, дрались, издевались над кем-то слабее их, Зороастр думал над смыслом жизни. Из-за постоянных издевательств, Заратуштр подался в путь. Шел куда глаза глядят. Он не мог смириться с этим неправильным миром, где все не по законам, где убивать и унижать это в порядке вещей.

Ахура-Мазда — которого все почитали как Господа Мудрости, пришел на помощь Заратуштра и натолкнул его в правильном направлении. Зороастр стал пророком, который и открыл людям глаза и пытался повести их в нужном направлении. Так и появилась эта очень древняя религия, о которой уже мало кто помнит, а большинство вообще не знают о ее существовании.

Священная книга

Авеста — эта книга была написана золотыми чернилами. Использовали 12 тысяч шкур волов. Так гласит пехлевийский источник. В книге есть три части:

  1. Ясна — собраны все гимны и молитвы;
  2. Яшна — просьбы и мольба всем божествам;
  3. Видевдат — объяснение всех обрядов и религиозных представлений.

Зороастризм основные идеи

Как и в любой религии, у этой есть так скажем свои принципы. Они заключаются в следующем:

  • Борьба со злом и сбережение жизни — это главное;
  • Питаться можно чем угодно, никаких запретов нет;
  • Как только ребенку исполнялось 7-10 лет, проводился обряд который, готовил его к работе;
  • Хаома — это напиток который нужно было пить возле жертвенного огня перед жертвоприношением и произносить молитву;
  • Строились храмы, которые служили для сохранения огня. В этих храмах постоянно горел огонь и 5 раз в день к нему подходили, подлаживали "дрова" и произносили молитвы.

Праздники

Религиозные праздники также присущи и этой религии. Например — вайю. Он отмечается 22 июня, когда Солнце входит в 1 градус Рака. Этот праздник стихийных духов. Это следует отмечать на природе, ну а само название пошло от божества легкого ветра.

Еще одним праздником является Гаханбар Митры. Он отмечается 16 октября. Он празднуется на протяжении всей ночи, аж до восхода Солнца. Есть традиция, по которой в этот день 5 огней должны быть зажжёнными.

Зороастрийцы

Зороастризм является первой известной пророческой религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1738 году до н. э. «Первая вера» - традиционный эпитет Мазда Ясны.

Воображаемый портрет Заратуштры. Изображение XVIII века.

Зороастризм возник в среде арийских народов, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является северо-восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Азербайджане и в Средней Азии на территории нынешнего Таджикистана. Существует также теория о зарождении ариев северней - на территории современной России: в Пермском крае и на Урале. В Азербайджане сохранился Храм вечного огня - Атешгях . Он расположен в 30 км от центра Баку , на окраине селения Сураханы. Эта территория известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). В современном виде храм построен в XVII-XVIII веках. Он сооружен проживавшей в Баку индийской общиной, исповедовавшей религию сикхов . На этой территории было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников (приблизительно начало нашей эры). Они придавали неугасимому огню мистическое значение и приезжали сюда поклониться святыне.

Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а так же утверждала веру в Единого Бога. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев - традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил - добра и зла, Бога и злого демона Ангро-Майнью (Аримана ). Ахура-Мазда (Ормазд ) в Конце Времён победит Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом.

Пантеон

Все представители зороастрийского пантеона именуются словом язата (букв. «достойный почитания»). К ним относятся:

  1. Ахура Мазда (греч. Ормузд) (букв. «владыка мудрости») - Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность;
  2. Амэша Спэнта (букв. «бессмертный святой») - семь первых творений, созданных Ахура Маздой. По другой версии Амеша Спента - ипостаси Ахура Мазды;
  3. Язаты (в узком смысле) - духовные творения Ахура Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям и качествам в земном мире. Наиболее почитаемые язаты: Сраоша, Митра, Рашну, Веретрагна;
  4. Фраваши - небесные покровители праведных личностей, в том числе и пророка Заратустры.

Силам добра противостоят силы зла:

Силы добра Силы зла
Спента-Манью (святость, творческое начало). Анхра-Майнью (греч. Ахриман) (скверна, разрушительное начало).
Аша Вахишта (справедливость, истина). Друдж (ложь), Индра (насилие)
Воху Мана (ум, благомыслие, понимание). Акем Мана (злой умысел, путаница).
Хшатра Ваирья (могущество, решительность, власть). Шаурва (трусость, подлость).
Спента Армаити (любовь, вера, милосердие, самопожертвование). Тарамаити (ложная гордость, спесь).
Хаурватат (здоровье, целостность, совершенство). Таурви (ничтожество, деградация, болезнь).
Амеретат (счастье, бессмертие). Заурви (старость, смерть).

Догматика и ортодоксия

Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Можно выделить ряд истин, которые необходимо знать, понимать и признавать каждому зороастрийцу.

  1. Существование единого, высшего, всеблагого Бога Ахура Мазды;
  2. Существование двух миров - Гетиг и Меног, земного и духовного;
  3. Конечность эры смешения добра и зла в земном мире, будущий приход Саошьянта (Спасителя), конечную победу над злом, Фрашо Керети (преображение мира в Конце Времён);
  4. Заратуштра является первым и единственным в истории человечества пророком Ахура Мазды;
  5. Все части современной Авесты содержат богооткровенную истину;
  6. Священные огни являются образом Бога на земле;
  7. Мобеды являются потомками первых учеников Заратуштры и хранителями откровенного знания. Мобеды осуществляют литургию, поддерживают священные огни, толкуют учение, совершают ритуалы очищения;
  8. Все благие существа имеют бессмертных фраваши: Ахура Мазда, язаты, люди, животные, реки, и т. д. Фраваши людей добровольно избрали воплощение в земном мире и участие в сражении со злом;
  9. Посмертный суд, справедливое воздаяние, зависимость посмертной судьбы от земной жизни;
  10. Необходимость следования традиционной зороастрийской ритуальной практике для сохранения чистоты и борьбы со злом.

Наиболее известными в истории зороастризма еретическими течениями являлись: Митраизм , Зурванизм , Манихейство , Маздакизм . Зороастрийцы отрицают идею реинкарнации и цикличности существования земного и духовного мира. Они всегда уважали животных, входящих в их гороскоп. Это были пауки, лисицы, орлы, совы, дельфины и другие. Они пытались никак не вредить им и не убивать.

Иерархия

Чины

  1. Сар-мобед или пехл. «бозорг дастур» (мобед задэ)

Помимо регулярных чинов в иерархии существуют звания Рату и Мобедъяр .

Рату - защитник зороастрийской веры. Рату стоит на ступень выше мобедан мобеда, и является непогрешимым в вопросах веры.

Мобедъяр - образованный в религиозных вопросах бехдин не из рода мобедов. Мобедъяр стоит ниже хирбада.

Священные огни

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов . Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. Священные огни делятся на 3 ранга:

Зороастрийский храм

  1. Шах Аташ Варахрам (Бахрам) - Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры;
  2. Аташ Адуран (Адаран) - Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее 1000 человек в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратуштрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огней Адуран могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши, службы в джашны и гаханбары и т. д. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды.
  3. Аташ Дадгах - Огонь третьего ранга должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах, разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед служить огню может хирбад. Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь служит местом собрания общины.

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

Мировоззрение

Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души («частицы света»), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.

Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хвартша). Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи Совести (Чиста). Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Майнью и всех его прислужников. (На этом основании зороастрийцы уничтожали всех храфстра - «омерзительных» животных - хищников, жаб, скорпионов и пр., якобы созданных Анхра-Майнью). Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли - дужмата, дужухта, дужвартшта).

Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения. Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, анальный секс, осквернение или тушение священного огня, убийство мобеда или праведника.

По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к Мосту Чинвад, Мосту Разделения (Мосту решения ), ведущему на небеса (в Дом песен ). У моста над душой происходит посмертный суд, в котором со стороны сил добра выступают язаты: Сраоша, Митра и Рашну. Суд проходит в форме состязания между силами добра и зла. Силы зла приводят список злых дел человека, доказывая, своё право забрать его в ад. Силы добра приводят список благих дел, совершённых человеком, чтобы спасти его душу. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, душа попадает в Дом песен . Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша. Если благих дел человека недостаточно для его спасения, то язаты выделяют часть добрых дел из каждой выполненной бехдинами обязанности. У моста Чинвад души умерших встречают Даэну - свою веру. Праведникам она представляется в виде прекрасной девушки, помогающей перейти мост, негодяям она встречается в виде страшной ведьмы, сталкивающей их с Моста. Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад .

Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя ). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт. В результате битвы Ариман и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые - праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла , в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечистивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Ритуальная практика

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и церемониям. Главная особенность зороастрийских обрядов - борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные не подвержены осквернению при соприкосновении с трупом и обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов.

Связь с другими религиями

Считается, что многие принципы современных авраамических религий , а также северного буддизма могли быть заимствованы из зороастризма.

В христианских Евангелиях упомянут эпизод «поклонения волхвов» (скорее всего, религиозных мудрецов и астрономов). Высказываются мнения о том, что эти волхвы могли быть зороастрийцами.

Кроме того, в зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе отсутствует идея цикличности - время идет по прямой от сотворения мира до окончательной победы над злом, никаких повторяющихся мировых периодов нет.

Современное положение

Согласно подсчётам, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет около 200 тыс. чел. 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.

  • Праздник Навруз и поныне является национальным праздником во всем мусульманском мире. Праздник Навруз отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия. На праздничном столе в Навруз обязательно присутствует сумаляк, сваренный из проросших ростков пшеницы.

В Казахстане к празднику готовят суп, называемый Наурыз-коже и состоящий из 7 компонентов. В Азербайджане на праздничном столе должны стоять 7 блюд, название которых начинается на букву «С». Например, сэмэни (блюда, приготовленное из проросших пшениц), сюд (молоко) и т. д. За несколько дней до праздника пекут сладости (пахлаву, шэкэрбуру). Обязательным атрибутом Навруза также являются крашеные яйца.

  • Гигантский Симург - священная птица зороастризма, является основным элементом эмблемы рок-группы Фредди Меркьюри - парс по рождению, который, будучи выходцем с Занзибара , придерживался зороастрийской веры. Гигантский Симург также изображен на гербе Республики Узбекистан и называется птицей «Хумо»(птица счастья).
  • Одним из основополагающих элементов видеоигры Prince of Persia (2008) является упрощённая версия зороастризма - личное противостояние между Ормаздом и Ариманом .
  • Мир тетралогии Александра Зорича «Завтра война» включает в себя космическую цивилизацию Клонов, отколовшуюся от человечества и в результате явления «ретроспективной эволюции» вернувшуюся к зороастризму. На основе данного книжного цикла сделаны компьютерные игры «Завтра война» и «Завтра война. Фактор К», где также упоминается зороастризм.

Примечания

Литература

  • Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
  • Kulke, Eckehard: The Parsees in India: a minority as agent of social change. München: Weltforum-Verlag (= Studien zur Entwicklung und Politik 3), ISBN 3-8039-00700-0
  • Ervad Sheriarji Dadabhai Bharucha: A Brief sketch of the Zoroastrian Religion and Customs
  • Dastur Khurshed S. Dabu: A Handbook on Information on Zoroastrianism
  • Dastur Khurshed S. Dabu: Zarathustra an his Teachings A Manual for Young Students
  • Jivanji Jamshedji Modi: The Religious System of the Parsis
  • R. P. Masani: The religion of the good life Zoroastrianism
  • P. P. Balsara: Highlights of Parsi History
  • Maneckji Nusservanji Dhalla: History of Zoroastrianism; dritte Auflage 1994, 525 p, K. R. Cama, Oriental Institute, Bombay
  • Dr. Ervad Dr. Ramiyar Parvez Karanjia: Zoroastrian Religion & Ancient Iranian Art
  • Adil F. Rangoonwalla: Five Niyaeshes, 2004, 341 p.
  • Aspandyar Sohrab Gotla: Guide to Zarthostrian Historical Places in Iran
  • J. C. Tavadia: The Zoroastrian Religion in the Avesta, 1999
  • S. J. Bulsara: The Laws of the Ancient Persians as found in the «Matikan E Hazar Datastan» or «The Digest of a Thousand Points of Law», 1999
  • M. N. Dhalla: Zoroastrian Civilization 2000
  • Marazban J. Giara: Global Directory of Zoroastrian Fire Temples, 2. Auflage, 2002, 240 p, 1
  • D. F. Karaka: History of The Parsis including their manners, customs, religion and present position, 350 p, illus.
  • Piloo Nanavatty: The Gathas of Zarathushtra, 1999, 73 p, (illus.)
  • Roshan Rivetna: The Legacy of Zarathushtra, 96 p, (illus.)
  • Dr. Sir Jivanji J. Modi: The Religious Ceremonies and Customs of The Parsees, 550 Seiten
  • Mani Kamerkar, Soonu Dhunjisha: From the Iranian Plateau to the Shores of Gujarat, 2002, 220 p
  • I.J.S. Taraporewala: The Religion of Zarathushtra, 357 p
  • Jivanji Jamshedji Modi: A Few Events in The Early History of the Parsis and Their Dates, 2004, 114 p
  • Dr. Irach J. S.Taraporewala: Zoroastrian Daily Prayers, 250 p
  • Adil F.Rangoonwalla: Zoroastrian Etiquette, 2003, 56 p
  • Rustom C Chothia: Zoroastrian Religion Most Frequently Asked Questions, 2002, 44 p

Зороастризм как вечное противостояние Добра и Зла.

Основателем зороастризма является Заратуштра. Он до недавнего времени являлся лицом мифологическим и считалось, что на самом деле он никогда не жил. Но в последнее время, после проведения исследований было доказано, что Заратуштра - это реальный человек, который родился на северо-западе Ирана. Касаемо времени его жизни, кратко говоря, факты расходятся: одни считают, что он жил в 7-6 вв. до н.э., другие - в 6 тысячелетии до н.э. Официально признанная дата возникновения зороастризма - VII-VI вв. до н.э., хотя произведенные исследования доказывают, что священная книга Авеста писалась примерно в 6 тысячелетии до н.э.
Заратуштра являлся жрецом, приносящим жертвы древнеиранским богам и совершающим ритуалы. В возрасте, примерно, 30 лет он получил откровение от бога Ахурамазды. После чего начал проповедовать новую религию. В течение 10 лет он проповедовал религию среди простого населения, но в 618 году до н.э. он обратил в зороастризм царя Виштаспу, его родственников и ближайшее окружение. Немного позже в эту религию было обращено все население Ирана. Но 583 год до н.э. стал трагическим. Заратуштра был убит кочевниками из Бактрии, воевавшими против Виштаспы.
Исходя из вероучения зороастризма, вначале был Совершенный мир, не наполненный ничем, кроме Света. Затем в этом мире возник Ахурамазда. После этого верховное божество населило мир Духовными созданиями, в том числе по Закону Полярности были созданы отрицательные персонажи. Высшим из них был Анхраманью, являющийся духом Тьмы. По мировоззрению зороастризма процесс Творения длился 12 тысяч лет:
- "Творение". Данный период длился 6000 лет. Вначале существовали Совершенные Духовные создания. Но дух Тьмы совершал нападения на мир Света, однако Тьма потерпела сокрушительное поражение, а дух был скован Ахурамаздой на 3000 лет. С этого времени начался период 9000 лет, после его окончания зло полностью потеряет силы и исчезнет. В последние 3 тысячи лет этого периода Ахурамаздой был спроектирован Духовный вариант созданий, на его основе он создал материальных существ, совершенных по своей природе;
- "Смешение". Этот период, также, как и предыдущий продолжался 6000 лет. В первые 3 тысячи лет Анхраманью вновь производит нападение на мир Света, вследствие чего ему удается захватить семь материальных существ. После этого начинается время беспорядка и хаоса, по его окончании в мире появляется пророк Заратуштра и начинается 3000-летний период противоречий и борьбы Добра со Злом. Именно в этом и состоит главная суть Зороастризма. После окончания этих 3000 лет должен родиться Спаситель. После чего будет устроен Последний Суд, затем Воскресение, а в конце всего Рождение обновленного бессмертного тела и получение Бессмертия существами, признанными праведными. Касаемо же Зла - оно будет уничтожено навсегда.
В завершение всего время исчезнет - прекратит существование, а все создания обретут первоначальный совершенный вид и духовное состояние.
Ахурамазда является верховным богом в зороастризме. Его имя состоит из двух частей: Ахура, означает "Владыка", а Мазда отождествляет его "Всезнающим". Именно он является создателем всего живого и неживого во всем Космосе. Он создал Законы, по которым существует жизнь и не вмешивается в процессы, происходящие на основах этих Законов. Ахурамазду нет возможности обмануть, он знает все мысли людей, уже свершившихся и только возникающих в головах у людей. В то же время он является добрым и всепрощающим богом. Если человек ведет праведную и справедливую жизнь, то он ему всячески помогает в делах.
Человек в зороастризме признан самым совершенным материальным существом. Он был создан для того, чтобы управлять всеми остальными творениями Ахурамазды, а также выполнять Божественную Миссию. Именно при активном действии человека будет совершено Воскресение. Исходя из своего предназначения человек был создан из 9 компонентов: три из них являются физическими, три полудуховными и еще три духовными.
Суть зороастризма дуальна: в нем все происходит в неразрывной связи Зла и Добра, причем самое деятельное участие в этом процессе принимает человек. Поэтому в жизни человека огромное значение играет очищение и чистота. Трупы зороастрицы никогда не хоронили, потому как земля являлась священной. Тела умерших сжигались - огонь имел большую очистительную силу. Немногим позже стали строить пустые башни. В них трупы зороастрицев сбрасывались, причем эту функции выполняли не зороастрийцы. Плоть поедалась грифами, а солнце иссушало кости. После заполнения башни, она заливалась асфальтом и покидалась.

Зороастризм - термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм , происходящее от имени бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии - авест. māzdayasna- «Почитание Мазды», пехл. māzdēsn . Другое самоназвание зороастризма - vahvī- daēnā- «Благая Вера», точнее «Благое Ви́дение», «Благое Мировоззрение», «Благое Сознание». Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма перс. بهدین - behdin ‎ - «благоверный», «бехдин ».

Основы вероучения

Зороастризм является догматической религией с развитой теологией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ :

Ахура Мазда

Заратустра - согласно учению зороастрийцев, единственный пророк Ахура Мазды, принёсший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, боец, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в единого бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев - традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции, и карапанов - арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряющая всё это.

Исповедание веры

Авеста

Священная книга зороастрийцев называется Авестой. По сути это собрание разновремённых текстов, составлявшихся в зороастрийской общине в архаичный период на древнеиранском языке, именуемом теперь «авестийским ». Даже после появления в Иране письменности, тысячелетия основным способом передачи текстов был устный, хранителями текста были священники. Известная традиция записи появилась лишь при поздних Сасанидах , когда в V-VI в. для записи книги был изобретён специальный фонетический авестийский алфавит . Но и после этого авестийские молитвы и богослужебные тексты заучивались наизусть.

Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты - гимны Заратустры, посвящённые Ахура Мазде, в которых излагаются основы его вероучения, его философский и социальный посыл, описывается награда праведникам и поражение злобных. Некоторые реформистские течения в зороастризме объявляют только Гаты священным текстом, а остальную Авесту имеющей историческое значение. Однако наиболее ортодоксальные зороастрийцы считают всю Авесту словом Заратустры. Поскольку значительную часть внегатической Авесты составляют молитвы, даже реформисты в большинстве своём не отвергают эту часть.

Символы зороастризма

Главным нательным символом приверженца учения Заратустры является нижняя белая рубаха седре , сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти (кушти, кусти) - тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти и полый внутри. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед любым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс (обряд Падъяб-Кошти ). Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов, её кармашек - копилку благодеяний. Кошти олицетворяет связь (пуповину) с Ахура Маздой и всем его творением. Считается, что человек, регулярно повязывающий пояс, будучи связан им со всеми зороастрийцами мира, получает свою долю от их благодеяний.

Ношение священной одежды является долгом заратустрийца. Религия предписывает находиться без седре и кошти как можно меньше времени. Седре и кошти необходимо постоянно поддерживать в состоянии чистоты. Допускается наличие сменного комплекта, на случай, если первый выстиран. При постоянном ношении седре и кошти их принято менять два раза в год - на Новруз и праздник Мехрган .

Другим символом зороастризма является огонь и аташдан - огненный переносной (в виде сосуда) или стационарный (в виде платформы) алтарь. На таких алтарях поддерживают священные огни зороастризма. Данная символика получила особое распространение в искусстве Сасанидской империи .

Популярным символом также стал фаравахар , человеческий образ в крылатом круге с наскальных рельфов Ахеменидов . Зороастрийцы традиционно не признают его образом Ахура Мазды, а считают его изображением фраваши .

Важным символическим значением для зороастрийцев обладает белый цвет - цвет чистоты и благости, а во многих обрядах также цвет зелёный - символ процветания и возрождения.

История

Иранские верования до Заратустры

О иранских верованиях до зороастризма известно очень мало. Учёные считают, что эта древнейшая мифология была похожа на древнейшую индийскую мифологию . Исследователи считают, что наследием древнейшей иранской мифологии являлось почитание уже при зороастризме Веретрагны , Митры и Анахиты . В средневековье считалось, что до зороастризма у иранцев был сабеизм , принятый Тахмуресом от Бозаспа (см. например, «Науруз-наме»).

Время Заратустры

Современные зороастрийцы приняли летоисчисление «Зороастрийской религиозной эры», основанное на расчётах иранского астронома З. Бехруза, согласно которому «обретение веры» Заратустрой состоялось в 738 г. до н. э.

Локализация проповеди Заратустры

Место жизни и деятельности Заратустры определить значительно проще: упоминаемые в Авесте топонимы относятся к северо-восточному Ирану , Афганистану , Таджикистану и Пакистану . Традиция связывает с именем Заратустры Рагу , Систан и Балх .

После получения откровения проповедь Заратустры долго оставалась безуспешной, в разных странах его изгоняли и унижали. За 10 лет ему удалось обратить только своего двоюродного брата Маидьомангху. Затем Заратустра явился ко двору легендарного Кеянида Кави Виштаспы (Гоштасба). Проповедь пророка произвела на царя впечатление и после некоторых колебаний он принял веру в Ахура Мазду и начал способствовать её распространению не только в своём царстве, но и направлять проповедников в сопредельные страны. Особенно близки к Заратустре стали его ближайшие соратники, визири Виштаспы, братья из рода Хвогва - Джамаспа и Фрашаоштра.

Периодизация зороастризма

  1. Архаичный период (до 558 до н. э.): время жизни пророка Заратустры и существования зороастризма в форме устной традиции;
  2. Ахеменидский период (558-330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма;
  3. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. - 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства, буддизм значительно потеснил зороастризм в империи Кушанов ;
  4. Сасанидский период (226-652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты под руководством Адурбада Махраспандана , развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;
  5. Исламское завоевание (652 н. э. - середина XX века): упадок зороастризма в Персии, гонения на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана, литературная деятельность апологетов и хранителей традиции под властью мусульман.
  6. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

Течения в зороастризме

Основными течениями зороастризма всегда были региональные варианты. Сохранившаяся ветвь зороастризма связана с официальной религией державы Сасанидов , прежде всего в том варианте, что сложился при последних из этих царей, когда при Хосрове I была произведена последняя канонизация и запись Авесты. Эта ветвь по-видимому восходит к тому варианту зороастризма, что был принят мидийскими магами. Несомненно в других областях иранского мира существовали другие варианты зороастризма (маздеизма), судить о которых мы можем только по фрагментарным свидетельствам, прежде всего арабским источникам. В частности, от маздеизма, бытовавшего до арабского завоевания в Согде , который был ещё менее «письменной» традицией, чем сасанидский зороастризм, сохранились только отрывок на согдийском языке , повествующий о получении Заратустрой откровения, и данные у Бируни .

Тем не менее в рамках зороастризма возникали религиозно-философские течения, определяемые с точки зрения сегодняшней ортодоксии как «ереси». Прежде всего это зурванизм , основанный на большом внимании к концепту Зурвана , изначального вселенского времени, «детьми-близнецами» которого признавались Ахура Мазда и Ахриман. Судя по косвенным свидетельствам, доктрина зурванизма была широко распространена в Сасанидском Иране, но хотя её следы обнаружимы в пережившей исламское завоевание традиции, в целом зороастрийская «ортодоксия» прямо порицает эту доктрину . Очевидно, прямых конфликтов между «зурванитами» и «ортодоксами» не происходило, зурванизм скорее был философским течением, вряд ли как-либо затрагивавшим обрядовую часть религии.

Распространившееся в Римской Империи при Аврелиане почитание Митры (митраизм) также часто относят к зороастрийским ересям, хотя митраизм скорее представлял синкретическое учение не только с иранским, но и сирийским субстратом.

Безусловной ересью зороастрийские ортодоксы считали манихейство , в основе которого, однако, был христианский гностицизм .

Ещё одной ересью считается революционное учение Маздака (маздакизм) .

Основными вариантами современного зороастризма являются зороастризм Ирана и парсийский зороастризм Индии. Однако различия между ними носят в целом региональный характер и касаются в основном ритуальной терминологии, благодаря происхождению из одной традиции и поддерживающемуся общению между двумя общинами, никаких серьёзных догматических расхождений между ними не сложилось. Заметно лишь поверхностное влияние: в Иране - ислама , в Индии - индуизма .

Среди парсов известны «календарные секты», придерживающиеся одного из трёх вариантов календаря (Кадими, Шахиншахи и Фасли). Чётких границ этих групп нет, догматического различия между ними - также. В Индии также возникали различные течения с уклоном в мистику, испытывавшие влияния индуизма. Самым известным из них является течение Илм-и-Хшнум.

Некоторую популярность среди зороастрийцев приобретает «реформистское крыло», выступающее за отмену большинства обрядов и древних правил, за признание священными только Гат и т. д.

Прозелитизм

Изначально учение Заратустры было активной прозелитической религией, страстно проповедуемой пророком и его учениками и последователями. Последователи «благой веры» весьма чётко противопоставляли себя иноверцам, считая тех «почитателями дэвов». Тем не менее, в силу целого ряда причин по-настоящему мировой религией зороастризм так и не стал, его проповедь оказалась ограничена главным образом ираноязычной ойкуменой , а распространение зороастризма на новые земли происходило параллельно иранизации их населения.

Иерархия

Священство

Общим наименованием зороастрийских священнослужителей, выделявшихся в отдельное сословие, является авест. aθravan- (пехл. asrōn) - «хранитель огня». В поставестийскую эпоху священники именовались прежде всего мобе́дами (из др. иран. magupati «глава магов»), что связано распространением зороастризма на западе Ирана прежде всего мидийскими магами

Современная священническая иерархия в Иране такова:

  1. «Мобедан-мобед » - «мобед мобедов», наивысший чин в иерархии зороастрийских священнослужителей. Мобедан-мобед избирается из числа дастуров и возглавляет сообщество мобедов . Мобедан-мобед может принимать обязательные к исполнению зороастрийцами решения по религиозным («гатик») и светским («датик») вопросам. Решения по религиозным вопросам должны быть одобрены общим собранием мобедов или собранием дастуров.
  2. «Сар-мобед » (перс. букв. «глава мобедов», пехл. «бозорг дастур») - высший зороастрийский религиозный чин. Главный дастур на территории с несколькими дастурами. Сар-мобед вправе принимать решения о закрытии храмов огня, о перемещении священного огня с места на место, об изгнании человека из сообщества зороастрийцев.

Занимать эти духовные должности может только «мобед задэ» - человек, происходящий из рода зороастрийских священников, чья преемственность наследуется по отцу. Стать мобед-задэ нельзя, им можно только родиться.

Помимо регулярных чинов в иерархии существуют звания «Рату » и «Мобедъяр ».

Рату - защитник зороастрийской веры. Рату стоит на ступень выше мобедан мобеда и является непогрешимым в вопросах веры. Последним рату был Адурбад Махраспанд при царе Шапуре II .

Мобедъяр - образованный в религиозных вопросах бехдин не из рода мобедов. Мобедъяр стоит ниже хирбада.

Священные огни

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов . Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. Священные огни делятся на 3 ранга:

  1. Шах Аташ Варахрам (Бахрам) - «Царь Победоносный Огонь», Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры;
  2. Аташ Адуран (Адаран) - «Огонь огней», Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее 1000 человек в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратустрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огней Адуран могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши, службы в джашны и гаханбары и т. д. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды.
  3. Аташ Дадгах - «Законно установленный Огонь», Огонь третьего ранга, который должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах, разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед служить огню может хирбад. Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь служит местом собрания общины.

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

В Сасанидском Иране существовало три величайших Аташ-Варахрама, соотносимых с тремя «сословиями»:

  • Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников)
  • Адур-Фробаг (Фарнбаг, огонь Парса , огонь воинской аристократии и Сасанидов)
  • Адур-Бурзен-Михр (огонь Парфии , огонь крестьян)

Из них сохранился только Адур (Аташ) Фарнбаг, горящий ныне в Йезде , куда зороастрийцы перенесли его в XIII в. после коллапса зороастрийских общин в Парсе.

Святые места

Священными для зороастрийцев являются храмовые огни, а не само здание храма. Огни могут переноситься из здания в здания и даже из одной области в другую вслед за самими зороастрийцами, что и происходило в течение всего периода гонений на религию. Лишь в наше время, стремясь воскресить былое величие своей веры и обращаясь к своему наследию, зороастрийцы стали посещать руины древних храмов, расположенных в местностях, где все жители давно приняли ислам, и устраивать в них праздничные богослужения.

Тем не менее в окрестностях Йезда и Кермана , где зороастрийцы живут постоянно на протяжении тысячелетий, сложилась практика сезонных паломничеств, совершаемых к определённым святым местам. Каждое из таких мест паломничества («пир», букв. «старый») обладает своей легендой, обычно рассказывающей о чудесном спасении принцессы из рода Сасанидов от арабских захватчиков. Особую известность приобрели 5 пиров вокруг Йезда:

  • Сети-пир
  • Пир-е Сабз (источник Чак-чак)
  • Пир-е Нарестане
  • Пир-е Бану
  • Пир-е Нараки

Мировоззрение и нравственность

Главной чертой зороастрийского мировооззрения является признание существования двух миров: mēnōg и gētīg (пехл.) - духовного (букв. «мысленного», мира идей) и земного (телесного, физического), а также признание их взаимосвязи и взаимообусловленности. Оба мира сотворены Ахура Маздой и являются благими, материальное дополняет духовное, делает его целостным и совершенным, материальные блага считаются такими же дарами Ахура Мазды, как и духовные, и одни без других немыслимы. Зороастризму чужд как грубый материализм и гедонизм , так и спиритуализм и аскетизм . В зороастризме нет практик умерщвления тела , безбрачия и монастырей .

Дополняющая дихотомия ментального и телесного пронизывает всю систему нравственности зороастризма. Главным смыслом жизни зороастрийца является «накопление» благодеяний (перс. kerfe), прежде всего связанных с добросовестным исполнением своего долга верующего, семьянина, труженика, гражданина и избегание греха (перс. gonāh). Это путь не только к личному спасению, но и к процветанию мира и победе над злом, что связывается непосредственно с усилиями каждого из людей. Каждый праведный человек выступает в качестве представителя Ахура Мазды и с одной стороны фактически воплощает его деяния на земле, а с другой - посвящает все свои благодеяния Ахура Мазде.

Добродетели описываются через этическую триаду: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хваршта), то есть затрагивают ментальный, вербальный и физический уровень. В целом зороастрийскому мировоззрению чужд мистицизм, считается, что каждый человек способен понять, что есть добро, благодаря своей совести (даэна, чиста) и разуму (подразделяемому на «врождённый» и «услышанный», то есть ту мудрость, что приобретена человеком от других людей).

Нравственная чистота и личностное развитие касается не только души, но и тела: добродетелью считается поддержание чистоты тела и устранение осквернения, болезней, здоровый образ жизни. Ритуальная чистота может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Для людей, подвергшихся осквернению, предусмотрены обряды очищения.

Главное нравственное правило

Таковым обычно признаётся фраза из Гат Заратустры:

uštā ahmāi yahmāi uštā kahmāicīţ

Счастье тому, кто желает счастья другим

Общество

Зороастризм - религия общественная, отшельничество ей не свойственно. Община зороастрийцев именуется анджоманом (авест. hanjamana- «сход», «собрание»). Обычной единицей является анджоман населённого пункта - зороастрийской деревни или городского квартала. Ходить на собрания общины, обсуждать совместно её дела и участвовать в общинных праздниках - прямая обязанность зороастрийца.

В Авесте называются четыре сословия, на которые разделено общество :

  • атраваны (священники)
  • ратаэштары (воинская аристократия)
  • вастрьо-фшуянты (букв. «пастухи-скотоводы», в дальнейшем вообще крестьянство)
  • хуити («умельцы», ремесленники)

Вплоть до конца Сасанидского времени барьеры между сословиями были серьёзными, но в принципе переход из одного в другое был возможен. После завоевания Ирана арабами, когда аристократия принимала ислам, а зороастрийцам как зимми было запрещено носить оружие, в реальности оставалось два сословия: мобеды-священники и бехдины-миряне, принадлежность к которым наследовалась строго по мужской линии (хотя женщины могли выходить замуж вне своего сословия). Это разделение сохраняется до сих пор: стать мобедом фактически невозможно. Тем не менее сословная структура общества сильно деформирована, поскольку большинство мобедов наряду с исполнением своих религиозных обязанностей, заняты различного рода мирской деятельностью (особенно в больших городах) и в этом смысле сливаются с мирянами. С другой стороны развивается институт мобедъяров - мирян по происхождению, берущих на себя обязанности мобеда.

Из других особенностей зороастрийского общества можно выделить традиционное относительно высокое место в нём женщин и значительно большее приближение её статуса к равноправному с мужчиной по сравнению с обществом окружающих мусульман.

Пища

В зороастризме не существует ярко выраженных пищевых запретов. Основное правило - пища должна приносить пользу. Вегетарианство традиционно зороастризму не свойственно. В пищу можно употреблять мясо всех копытных животных и рыбу. Хотя корове отдаётся большое уважение, упоминания о ней часто встречаются в Гатах, практики запрета на говядину не существует. Также нет запрета на свинину. Тем не менее зороастрийцам предписывается бережное отношение к скоту, запрещается дурное обращение с ним и бессмысленные убийства, предписывается ограничивать себя в потреблении мяса в разумных пределах.

Пост и сознательное голодание в зороастризме прямо запрещены. Существуют только четыре дня в месяц, в которые предписывается отказываться от мяса.

В зороастризме нет запрета на вино, хотя назидательные тексты содержат специальные наставления об умеренном его потреблении.

Собака

Особым уважением у зороастрийцев пользуется это животное. Это во многом связано с рациональным мировоззрением зороастрийцев: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершей собаки касаются и нормы погребения людских останков. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде , выделяющие несколько «пород» собак:

  • Пасуш-хаурва - стерегущая скот, овчарка
  • Виш-хаурва - стерегущая жильё
  • Вохуназга - охотничая (идущая по следу)
  • Тауруна (Драхто-хунара) - охотничья, дрессированная

К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов.

Обрядовая практика

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и праздничным религиозным церемониям. Священный огонь играет исключительно важную роль в ритуальной практике, по этой причине зороастрийцев часто называют «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое название оскорбительным. Они утверждают, что огонь - лишь образ Бога на земле. К тому же, зороастрийский культ по-русски было бы не вполне корректным называть поклонением , поскольку во время молитвы зороастрийцы не совершают поклонов , а сохраняют прямое положение тела.

Общие требования к ритуалу :

  • ритуал должен проводиться лицом, которое имеет необходимые качества и квалификацию, женщины обычно проводят только домашние обряды, проведение ими других обрядов возможно только для общества других женщин (если нет мужчин);
  • участник ритуала должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, для достижения которой перед обрядом проводится омовение (малое или большое), на нём должны быть сэдрэ, кушти, головной убор; если у женщины длинные, неубранные волосы, они должны быть накрыты платком;
  • всем присутствующим в помещении, где располагается священный огонь необходимо находиться к нему лицом и не поворачиваться спиной;
  • перевязывание пояса производится стоя, присутствующим на длинных ритуалах позволяется сидеть;
  • присутствие перед огнём при проведении ритуала неверующего человека или представителя другой религии ведёт к осквернению ритуала и его недействительности.
  • тексты молитвы читаются на языке оригинала (авестийский, пехлеви).

Ясна

Ясна (йазешн-хани , вадж-яшт ) означает «почитание» или «священнодействие». Это основное зороастрийское богослужение, во время которого читается одноимённая авестийская книга, совершаемое как по индивидуальному заказу мирян, так и (чаще всего) по случаю одного из шести гаханбаров - традиционных великих зороастрийских праздников (тогда Ясна дополняется Виспередом).

Ясна всегда совершается на рассвете как минимум двумя священниками: основным зутом (авест. заотар) и его помощником распи (авест. раэтвишкар). Служба проводится в специальном помещении, где на полу расстилается скатерть, символизирующая землю. В процессе службы задействуются различные предметы, имеющие своё символическое значение, прежде всего огонь (аташ-дадгах, обычно зажигаемый от стационарного огня аташ-адорьян или варахрам), благовонные дрова для него, вода, хаома (эфедра), молоко, веточки граната , а также цветы, фрукты, веточки мирта и др. Священники сидят лицом друг ко другу на скатерти, а верующие располагаются вокруг.

В процессе Ясны мобеды не просто почитают Ахура Мазду и его благие творения, они по сути воспроизводят первотворение мира Ахура Маздой и символически исполняют его будущее «совершенствование» (Фрашо-керети). Символом этого становится приготовлямый в процессе чтения молитв напиток парахаома (парахум) из смеси отжатого сока эфедры, воды и молока, часть которого возливают на огонь, а часть в конце службы дают на «причащение» мирянам. Этот напиток символизирует чудодейственное питиё, которое в будущем даст выпить воскресшим людям Саошьянт, после чего они станут бессмертными навсегда и навеки.

Джашн (Джашан)

Перс. Джашн-хани , у парсов Джашан (от др. перс. yašna «почитание». соотв. авест. yasna) - праздничная церемония. Совершается на малые зороастрийские праздники (джашны ), важнейшим из которых является Навруз - встреча Нового года, а также как продолжение празднования гаханбара.

Джашн-хани - это подобие малой Ясны, на котором читают афринаганы (афаринганы) - «благословения». В процессе совершения обряда также задействуются предметы, используемые в Ясне (кроме хаомы), символизирующие благие творения и Амешаспентов.

Символика джашна:

Седре-пуши или Навджот

Седре-пуши (перс. букв. «надевание рубахи») или Навджот у парсов (букв. «новый заотар», изначально так назывался обряд новзуди , см. ниже) - обряд принятия зороастризма

Обряд проводится мобедом. Во время обряда принимающий веру человек произносит зороастрийский символ веры , молитву Фраваране, надевает священную рубаху седре (судрэ) и мобед повязывает ему священный пояс кошти . После этого новопосвящаемый произносит Пейман-е дин (клятву веры), в которой обязуется во что бы то ни стало всегда придерживаться религии Ахура Мазды и закона Заратустры. Обряд проводится обычно по достижении ребёнком совершеннолетия (15 лет), но может проводиться в более раннем возрасте, но не ранее, чем ребёнок сможет сам произнести символ веры и повязать пояс (от 7 лет).

Пятикратная молитва

Гахи - ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках - гахов:

  • Хаван-гах - от рассвета до полудня;
  • Рапитвин-гах - от полудня до 3 часов пополудни;
  • Узерин-гах - от 3 часов пополудни до заката;
  • Аивисрутрим-гах - от заката до полуночи;
  • Ушахин-гах - от полуночи до рассвета;

Может быть как коллективным, так и индивидуальным. Пятикратная молитва признаётся одной из главных обязанностей каждого зороастрийца.

Гавахгири

Свадебный обряд в зороастризме.

Новзуди

Обряд посвящения в священнический сан. Проводится при большом стечении мобедов и мирян. В процессе обряда всегда участвует предыдущий посвящённый мобед в этой местности. По окончании церемонии новопосвящённый мобед проводит Ясну и окончательно утверждается в сане.

Обряды погребения

Кроме того, в зороастризме, как и в иудаизме, и христианстве отсутствует идея цикличности - время идёт по прямой от сотворения мира до окончательной победы над злом, никаких повторяющихся мировых периодов нет.

Современное положение

В настоящее время общины зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и в Индии (парсы), также в результате эмиграции из обеих стран сложились общины прежде всего в США и Западной Европе. В Российской Федерации и странах СНГ действует сообщество традиционных зороастрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие», и Зороастрийская община Санкт-Петербурга . Согласно официальным данным по состоянию на 2012 год, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет менее 100 тысяч человек, около 70 тысяч из которых находится в Индии . 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.