Анализ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 г.).

Руководители авторского коллектива - доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ - Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова - Т. С. Комарова.

Авторы - А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева: М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова. кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М. В. Жигарева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; B.И. Петрова, доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы комплексно представлены основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

Формирование основ базовой культуры личности;

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Содержание и структура Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы

Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до¬школьниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образователь¬ной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малы¬шей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп.

В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.

В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования), обозначающая цели и задачи данной образовательной области.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».

Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.

Рекомендации по написанию части программы, формируемой участниками образовательного процесса

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в полном объеме без изменений может быть использована в качестве основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Объем Программы рассчитан на 100% времени, отведенного на образовательный процесс.

Участники образовательного процесса могут изменить до 20% общего объема Программы для отражения: 1) видового разнообразия учреждений, наличия приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

Преемственность

Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия - «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой . Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Введение 3

Комплексное планирование организованных видов детской деятельности 4

Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей 5

Организованная образовательная деятельность (комплексные игровые занятия) 37

Детский сад. Рисование игрушек 37

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Режим дня 38

Жизнь в детском саду. Лепка Чебурашки 40

Модель детского сада. Комплекс упражнений «Веселые ребята» 41

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Песня «Если добрый ты…» (музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского) 43
Сезонные наблюдения (ранняя осень). Рисование на тему «Осень в лесу» 44

Геометрические фигуры (прямоугольник). Подвижные игры 45

Ранняя осень. Лепка осеннего дерева 46

Аппликация «Букет в вазе». Игра «Что нам осень принесла?» 48

Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Песня «Осень» (музыка Ю. Чичкова, слова И. Мазнина) 49

Игрушки. Рисование любимой игрушки 50

Числа 1, 2. Геометрические фигуры. Комплекс развивающих движений «Лягушата» 52

Описание игрушки. Лепка пирамидки 53

Бумажная лягушка. Упражнения «Мяч», «Матрешки» 55

Играем вместе. Музыкальная композиция «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского) 56

Овощи. Рисование на тему «Любимый овощ» 57

Геометрическая фигура овал. Счет до 2. Игры с мячом 59

Описание овощей. Лепка овощей 61

Аппликация «Овощи на тарелке». Комплекс упражнений «Овощи на грядке» 62

Русская народная сказка «Мужик и медведь». Игры с пением 63

Фрукты. Рисование на тему «Любимые фрукты» 65

Счет до 2. Порядковые числительные. Геометрические фигуры. Комплекс упражнений «Яблоко» 67

Описание фруктов. Лепка фруктов 68

Фруктовый ларек. Комплекс упражнений «Апельсин» 69

Сказка «Как варить компот». Песня «Колхозный сад» 70

Семья. Рисование на тему «Моя семья» 72

Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счет до 2. Прыжки 73

Описание семьи. Помощь по дому. Цветок для мамы 75

Аппликация «Щенок». Комплекс упражнений «Ловкие ножки» 76

Помощь родителям. Колыбельная песня «Баю-бай» (музыка М. Красина, слова М. Черной) 77

Золотая осень. Октябрь. Рисование на тему «Лес в октябре» 78

Куб. Счет в пределах 3. Подвижно-речевые игры 79

Изменения в природе в октябре. Красная рябина 81

Конструирование дерева. Подвижные игры 82

Рассказ В. Осеевой «Синие листья». Танец с осенними листочками 84

Мебель. Рисование на тему «Ковер» 85

Счет в пределах 3. Подвижные игры 87

Описание мебели. Оборудование комнаты. Лепка стола, стула, кровати 88

Аппликация «Коврик». Подвижные игры 89

Новая квартира. Игра с пением «Веселая девочка Таня» (музыка А. Филиппенко, слова Н. Кукловской и Р. Борисовой) 90

Деревья. Рисование листьев 92

Шар. Порядковый счет до 3. Комплекс упражнений «Деревья» 94

Описание деревьев. Лепка березы и елочки 96

Аппликация «Бабочка». Подвижные игры 99

Русская народная сказка «Дурак и береза». Песня «Ива» (музыка А. Князькова, слова И. Токмаковой) 101

Посуда. Тарелка 102

Число и цифра 4. Порядковый счет до 3. Геометрические фигуры. Подвижные игры 104

Описание посуды. Чашка, тарелка 106

Стаканчик. Игра с мячом 108

Помощь по дому. Танец с ложками 110

Поздняя осень. Паучок и рябиновая ветка 111

Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры. Подвижные игры 113

Поздняя осень. Овощи на зиму 115

Аппликация «Береза». Двигательные упражнения 116

Ноябрь. Песня «Дождик» (музыка М. Красева, слова Н. Френкель) 117

Профессии. Дорога для автомобиля 119

Геометрические фигуры. Счет до 4. Подвижные игры 121

Описание профессий. Пирожное 124

Шапочка из бумаги. Упражнения с обручем 125

Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». Этюд-драматизация «Барабанщик» (музыка М. Красева) 127

Наземный транспорт. Машина 128

Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 4. Подвижные игры 130

Описание транспорта. Грузовик 131

Поезд. Подвижные игры 133

«Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берга. Песня «Паровозик» (музыка К. Влаха, слова Н. Алпаровой) 134

Водный и воздушный транспорт. Пароход 135

Геометрические фигуры. Цифра 5. Подвижные игры 138

Описание транспорта. Самолет 140

Кораблик из скорлупы ореха. Подвижные игры 143

Русская народная сказка «Кораблик». Песня «Необычайный самолет» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 144

Правила дорожного движения. Светофор 145

Геометрические фигуры. Счет до 5. Цифра 5. Подвижные игры 147

Поведение на дороге и в транспорте. Машина у светофора 149

Светофор и машины. Подвижные игры 151

Светик-трехцветик. Песня «Я по городу иду» (музыка А. Перескокова, слова Т. Антоновой) 152

Праздник Новый год. Нарядная елка 153

Счет до 5. Понятия: низкий – высокий, длинный – короткий. Подвижные игры 155

Новый год. Новогодние подарки 157

Гирлянда. Упражнения с движениями 159

Рассказ Л. Воронковой «Как елку наряжали». Песня «К нам приходит Новый год» (музыка В. Герчик, слова З. Петровой) 161

Зима. Зимние узоры 162

Счет до 5. Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине. Подвижные игры 163

Составление рассказа по картинке. Снег на деревьях 166

Дворец Снежной королевы. Упражнения с движениями. Подвижные игры 167

Русская народная сказка «Мороз и заяц». Музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П. Чайковского) 169

Зимние забавы. Снеговик 170

Геометрические фигуры. Порядковый счет до 5. Понятия: тоньше – толще. Подвижные игры 171

Составление рассказа. Лепка снеговика 173

Аппликация «Снеговик». Подвижные игры 174

Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». «Песня Снеговика» Ю. Энтина 175

Одежда, обувь, головные уборы. Перчатка с узором 176

Счет до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше – меньше, короче – длиннее. Подвижные игры 178

Описание одежды. Игра «Одень куклу». Головные уборы: шляпа, шапка, кепка 180

Головной убор. Эстафеты 181

Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик». Песня «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной) 182

Книги. Рисование на основе силуэта 183

Геометрические фигуры. Двигательные упражнения 184

Игра-викторина. Любимый сказочный герой 187

Аппликация «Лягушонок». Подвижные игры 189

Сказка В. Даля «Лиса-лапотница». Музыкально-ритмическое упражнение «Лиса и зайцы» под музыку А. Майкапара «В садике» 191

Дикие животные. Ежик 192

Геометрические фигуры. Счет до 5. Выше – ниже. Упражнения. Подвижные игры 194

Описание зверей. Заяц 196

Аппликация «Белка». Подвижные игры 198

Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь». Песня «Заинька пушистый» 200

Домашние животные. Кошка 201

Геометрические фигуры. Длинный – короткий, выше – ниже. Счет до 5. Подвижные игры 202

Описание животных. Рассказ по картинкам. Лепка лошадки 204

Собачка из бумаги. Подвижные игры 205

Мордовская народная сказка «Как собака друга искала». Песня «Кошечка» (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой) 206

Домашние питомцы. Петушок 207

Сравнение предметов по ширине и длине. Счет до 5. Подвижные игры 208

Описание домашних птиц. Корзинка с яйцами 210

Аппликация «Цыпленок». Подвижные игры 212

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Игра-драматизация «Утки и волк» 213

День защитника Отечества. Танк 214

Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 216

Беседа о профессиях. Вертолет 218

Бинокль. Подвижные игры 219

Рассказ В. Бороздина «Звездолетчики». Музыкальная игра «Самолеты» (музыка М. Магиденко) 220

Весна. Признаки весны 220

Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 5. Подвижные игры 222

Описание весны. Птица 223

Кораблик. Подвижные игры 225

Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце». Украинская народная песня «Ах, весна!» 226

Забота о маме. Ваза с цветами 227

Геометрические фигуры. Счет до 5. Ориентирование в пространстве. Подвижные игры 228

Подготовка к празднику. Кувшинчик 230

Открытка. Упражнения с мячом 231

Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму». Песня «Мамочка моя» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 232

Цветы. Трава и цветы на лужайке 234

Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 235

Описание цветов. Тюльпан 236

Цветок тюльпана. Подвижные игры 237

Рассказ С. Вангели «Подснежники». Этюд-драматизация «Подснежники» (из цикла «Времена года» П. Чайковского) 238

Птицы. Снегирь 239

Геометрические фигуры. Счет до 5. Конус. Подвижные игры 240

Описание птиц. Составление рассказа по картинкам. Дерево с кормушками 242

Аппликация «Совенок». Физические упражнения. Игры 243

Сказка В. Осеевой «Сороки». Песня «Ласточка» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 245

Насекомые. Бабочка 246

Геометрические фигуры. Конус. Подвижные игры 248

Описание насекомых. «Божья коровка» 249

Пчелка из бумаги. Подвижные игры 251

Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди». Песня «Про меня и муравья» (музыка Л. Абелян, слова В. Степового) 252

Ящерица. Дорисовывание незаконченного рисунка 253

Геометрическая фигура цилиндр. Сравнение предметов по ширине. Подвижные игры 254

Черепаха. Фигурка черепашки 256

Черепаха из бумаги. Подвижные игры 257

Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевернутой черепахе». Заучивание «Песенки львенка и черепахи» (музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова) 258

Комнатные растения. Фиалка в горшке 259

Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте. Подвижные игры 261

Описание комнатных растений. Фиалка 262

Букет роз. Упражнения с обручем 263

Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка». Песня «Незаметная фиалка» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 265

Моя страна. Мой город 266

Пирамида. Время суток. Упражнения с коротким шнуром («косичкой») 267

Моя страна. Сказочные герои 269

Аппликация «Башня». Упражнения с «косичкой» 271

Рассказ А. Гайдара «Поход». Песня «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой) 272

Москва. Звезды Кремля 273

Геометрические фигуры. Части суток. Упражнения с гимнастической палкой 274

Описание Москвы. Твой город. Карусель 276

Мой двор. Подвижные игры 277

Рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…». «Пляска с султанчиком» (украинская народная мелодия в обработке М. Раухвергера) 279

День Победы. Военная техника 279

Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 280

Рассказ Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». Вертолет 282

Самолет из бумаги. Подвижные игры 283

Рассказ Н. Сладкова «Неслух». Подскоки под музыку «Полька» М. Глинки 284

Ягоды. Кузовок с ягодами 285

Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Двигательные упражнения 286

Описание ягод. Черника 288

Гроздь рябины. Упражнения с кубиками 289

Сказка Н. Павловой «Земляничка». Хоровод «Мы вокруг рябинушки…» (Ю. Михайленко) 291

Грибы. Мухоморы в лесу 292

Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 293

Описание грибов. Мухоморы 295

Мухомор из бумаги. Подвижные игры 296

Сказка В. Сутеева «Под грибом». Песня «Я шагаю по грибы» (музыка и слова Ю. Парфенова) 298

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Конвенцией ООН о правах ребёнка, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель ОП Обеспечение воспитанникам физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).

Ведущие цели ОП «От рождения до школы» создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства формирование основ базовой культуры личности всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Принципы и подходы к формированию программы Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала) Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего и дошкольного возраста

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса Принцип гуманизации - признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка Принцип непрерывности образования - связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп

Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения – обеспечивают развитие ребенка в соответствие с его склонностями, интересами и возможностями Принцип системности - программа представляет собой целостную систему, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы

Отличительные особенности ОП «От рождения до школы» Направленность на развитие личности ребенка Патриотическая направленность Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей Нацеленность на дальнейшее образование Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы) Взаимодействие с семьями воспитанников Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности

Планируемые результаты освоения ОП Целевые ориентиры образования в раннем возрасте; Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования; Планируемые результаты освоения коррекционной Программы; Планируемые результаты освоения образовательной Программы ДОУ по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию.

Содержательный раздел Комплексно-тематическое планирование Содержание психолого-педагогической работы по освоению основной образовательной Программы по всем образовательным областям - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие; В каждой образовательной области прописаны: основные задачи психолого-педагогической работы; формы организации образовательной деятельности: - в режимных моментах; - в совместной деятельности педагога и детей; - в самостоятельной деятельности детей; - во взаимодействии с семьями.

Социально-коммуникативное развитие Коммуникация Безопасность Труд Социализация Познавательное развитие Основные задачи психолого-педагогической работы: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: o Чтение художественной литературы o Развитие речи ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: o Здоровье o Физическая культура

Художественно-эстетическое развитие: Музыка Художественное творчество - особенности содержания продуктивной деятельности - кружковая работа - взаимодействие с семьями в рамках художественноэстетического развития Перспективный план взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в соответствии с комплексно-тематическим планированием

Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям q. Социально-коммуникативное развитие q. Художественно-эстетическое развитие q. Познавательное развитие q. Физическое развитие q. Речевое развитие

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ Цель – создание необходимых условий для формирование ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнопедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка) обеспечение права родителей на уважении и понимании, на участие в жизни детского сада Задачи: 1. Изучения отношения педагогов и родителей к различным видам вопросам воспитание, развитие, обучение детей, условия организации разнообразной деятельности в детском саду и семье 2. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающие в семейном и общественном воспитании дошкольников. 3. Информирование друга об актуальных задачах воспитание и обучение детей и о возможностях детского сада и в семье решение данных задач. 4. Создание в детском саду условий для разнообразного содержанию и формах сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов с родителей с детьми. 5. Привлечение семей воспитанников к участию совместных с педагогами мероприятиях 6. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ Взаимопознание и взаимоформирование(информация и стенды) Непрерывное образование воспитывающих взрослых(мастер-классы, тренинг) Совместная деятельность педагогов, родителей, детей(семейные художественные студии, семейные праздники, семейные театр, семейный абонемент, проектная деятельность, семейный календарь) Пособия для занятий с ребенком дома

Инклюзивная практика(в группах комбинированной направленности) Особенности организации образовательного процесса: Условия обучения и воспитание детей с нарушениями зрения Условия обучения и воспитание детей с нарушением слуха Условия обучения и воспитания детей с нарушением опорно- двигательного аппарата Условия обучения и воспитания детей с расстройствами с аутистического сектора

Принципы построения образовательного процесса Алгоритм выявления детей с ОВЗ Формы получения образования для детей с ОВЗ Адаптированная образовательная программа Организация деятельности групп Комбинированной направленности

Организационный раздел Примерный распорядок дня детей от 2 месяцев до 1 года Примерный распорядок дня детей 1 -2 лет Примерный распорядок дня детей от 2 лет до школы Культурно- досуговая деятельность Особенности организации ППС Финансовые условия реализации программы Рекомендации по написанию основной программы ДО

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение № 1. Возрастные особенности развития детей Приложение № 2. Развитие игровой деятельности Приложение № 3. Примерная комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2 -7 лет Приложение № 4. Примерный перечень развлечений и праздников Приложение № 5. Примерный список литературы для чтения детям Приложение № 6. Примерный музыкальный репертуар Приложение № 7. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений Приложение № 8. Учебно- методический комплект в программе от рождения до школы Приложение № 9. Значение нормативов финансового обеспечения реализации программы

СООТВЕТСТВУЕТ

ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ОТ РОЖ ДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

Под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Пилотный вариант

Издательство

МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014

ББК 74.100 УДК 373.2

Руководители авторского коллектива-доктор психологических наук, профес- сор- Н.Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования- Т.С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР- М.А. Васильева.

М.М. Борисова -кандидат педагогических наук;А.Н. Веракса -кандидат психологических наук;Н. Е. Веракса - доктор психологических наук,Т.В. Волосовец -кандидат педагогических наук;В.В. Гербова - кандидат педагогических наук;Н.Ф. Губано- ва -кандидат педагогических наук;Н.С. Денисенкова -кандидат психологических наук;Э.М. Дорофеева -генеральный директор издательства «Мозаика-Синтез»; О.В. Дыби- на -доктор педагогических наук;Е.С. Евдокимова -кандидат педагогических наук;М.В. Жигорева -доктор педагогических наук;М.Б. Зацепина -доктор педагогических наук;И.Л. Кириллов -кандидат педагогических наук;Т.С. Комарова - доктор педагогических наук;Е.Н. Кутепова -кандидат педагогических наук;Л.В. Куцакова -пе- дагог методист;Г.М. Лямина -кандидат педагогических наук;В.И. Петрова -доктор педагогических наук;Л.Ф. Самборенко - кандидат педагогических наук;О.А. Соломен- никова -кандидат педагогических наук;Э.Я. Степаненкова -кандидат педагогических наук;Т.Д. Стульник -кандидат педагогических наук;С.Н. Теплюк -кандидат педагогических наук;О.А. Шиян -кандидат педагогических наук.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования(пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

ВВЕДЕНИЕ

Данный вариант проекта примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» опубликован в рамках общественного обсуждения примерных программ. На сегодняшний день не полностью сформирована нормативно-правовая база для создания примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. После разработки и официального опубликования Министерством образования и науки РФ соответствующих нормативно-правовых документов в программу «От рождения до школы» будут при необходимости внесены соответствующие изменения.

Издательство и авторский коллектив будут глубоко признательны за все замечания и пожелания по содержанию программы «От рождения до школы» и учебно-методического комплекта к ней. Просим присылать ваши замечания и предложения в издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» по адресу: [email protected].

Веракса Николай Евгеньевич -доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование».

КомароваТамараСеменовна -докторпедагогическихнаук,профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные

технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна-Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985).

коллектив

Арапова-Пискарева Наталья Александровна(«Формирование элементарных математических представлений»).

Белая Ксения Юрьевна -кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования («Формирование основ безопасности»).

Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт педагогики и психологии образования» («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»).

Веракса Александр Николаевич -кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова («Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Веракса Николай Евгеньевич -доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» («Пояснительная записка», «Возрастные особенности детей», «Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).

Волосовец Татьяна Владимировна-кандидат педагогических наук, профессор, директор Института психолого-педагогических проблем дет ства РАО («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Гербова Валентина Викторовна- кандидат педагогических наук («Развитие речи», «Приобщение к художественной литературе», «Примерный список литературы для чтения детям»).

Губанова Наталья Федоровна -кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГАОУ ВПО МГОСГИ, член-корреспондент МАНПО («Развитие игровой деятельности»).

Денисенкова Наталья Сергеевна-кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии МГППУ («Ребенок в семье и сообществе», «Ознакомление с социальным миром»).

Дорофеева Эльфия Минимулловна-генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» (разработка структуры программы,

«Отличительные особенности программы „От рождения до школы“», «Особенности организации предметно-пространственной среды»).

Дыбина Ольга Витальевна -доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, Почетный работник высшего профессионального образования РФ («Ребенок в семье и сообществе», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром»).

Евдокимова Елена Сергеевна -кандидат педагогических наук, доцент, заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образования родителей ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет» («Взаимодействие детского сада с семьей»).

Жигорева Марина Васильевна -доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета ФГБОУ ВПО Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова («Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям))».

Зацепина Мария Борисовна -доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова («Музыкальная деятельность», «Культурно-до- суговая деятельность», «Примерный перечень развлечений и праздников», «Примерный музыкальный репертуар»).

Кириллов Иван Львович -кандидат психологических наук; заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) («Рекомендации по написанию основной программы»).

Комарова Тамара Семеновна -доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова («Пояснительная записка», «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность», «Сенсорное развитие», «Трудовое воспитание»).

Кутепова Елена Николаевна -кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ («Организация и содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).

Куцакова Людмила Викторовна -педагог методист, старший преподаватель института, Отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000» («Конструктивно-модельная деятельность»).

Лямина Галина Михайловна -кандидат педагогических наук («Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет (первая группа раннего возраста)»).

Петрова Вера Ивановна -доктор педагогических наук («Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»).

Самборенко Людмила Филипповна-кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» («Кадровые условия реализации программы»).

Соломенникова Ольга Анатольевна-кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего и профессионального образования, заведующая кафедрой дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» («Ознакомление с миром природы»).

Степаненкова Эмма Яковлевна - кандидат педагогических наук («Физическая культура», «Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений»).

Стульник Татьяна Дмитриевна -кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института («Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»).

Теплюк Светлана Николаевна -кандидат педагогических наук («Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет (первая группа раннего возраста)»).

Шиян Ольга Александровна -кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ («Психолого-педагогические условия реализации программы»).

Список используемых сокращений

ДО - дошкольное образование.

ДОО - дошкольная образовательная организация. ИКТ -информационно-коммуникационные технологии. ОВЗ -ограниченные возможности здоровья.

ООП - основная образовательная программа.

Организация -организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие образовательную деятельность по Программе.

УМК - учебно-методический комплект.

ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Â1155 от 17 октября 2013 года).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Цели и задачи реализации Программы

Примерная программа «От рождения до школы» (далее-Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Ведущие цели Программы-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-иссле- довательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита- тельно-образовательного процесса;

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви

к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы

к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы

В. В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала-его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной-как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

Программа «От рождения до школы»:

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. и др.

М.: 2014 - 368 с.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

Формат: pdf

Размер: 1,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Целевой раздел
Пояснительная записка 8
Цели и задачи реализации Программы 8
Принципы и подходы к формированию Программы 9
Отличительные особенности Программы 11
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы 14
Планируемые результаты освоения Программы 17
Целевые ориентиры 17
Система оценки результатов освоения Программы 20
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы
с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа) 24
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста) 36
Образовательная деятельность в соответствии
с направлениями развития детей от 2 лет до школы 46
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» 46
Образовательная область «Познавательное развитие» 63
Образовательная область «Речевое развитие» 90
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» 101
Образовательная область «Физическое развитие» 128
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы 136
Коррекционная и инклюзивная педагогика 151
Инклюзивная практика (в группах комбинированной направленности) 151
Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям) 165
Организационный раздел
Примерный распорядок дня детей от рождения до 1 года (младенческая группа) 190
Примерный распорядок дня детей 1-2 лет
(первая группа раннего возраста) 193
Примерный распорядок дня детей от 2 лет до школы 197
Культурно-досуговая деятельность (особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий) 205
Условия реализации Программы 209
Особенности организации предметно-пространственной среды 209
Материально-техническое обеспечение Программы 212
Кадровые условия реализации Программы 214
Финансовые условия реализации Программы 221
Рекомендации по написанию основной программы ДО 227
Приложения
Приложение 1. Возрастные особенности развития детей 234
Приложение 2. Развитие игровой деятельности 251
Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-7 лет 259
Приложение 4. Примерный перечень развлечений и праздников 273
Приложение 5. Примерный список литературы для чтения детям 277
Приложение 6. Примерный музыкальный репертуар 287
Приложение 7. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений 304
Приложение 8. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» 319
Приложение 9. Значения нормативов финансового обеспечения реализации Программы 331
Глоссарий 347
Список нормативных документов и научно-методической литературы 354