Перечень педагогические компетенции для воспитателя детского сада. Взаимосвязь профессиональной компетенции воспитателя с успешной реализацией фгос доу

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» .

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности .

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательной;

Учебно–методической;

Социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [З. С.4]

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Список литературы:

1. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74

2. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.95.

3. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.

Профессиональная компетентность педагога ДОУ

Добрый день уважаемые коллеги!

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.

Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание способов взаимодействия с ребенком.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

    Гуманная педагогическая позиция;

    Глубокое понимание задач дошкольного образования;

    Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья воспитанников;

    Внимание к индивидуальности каждого ребенка;

    Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;

    Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;

    Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

В настоящее время дорабатывается «Профессиональный стандарт педагога», который должен был начать свое действие с 1 января 2015 года. Однако Общероссийский Профсоюз образования направил министру труда и социальной защиты РФ письмо с просьбой перенести дату его введения на 1 января 2018 года. По мнению Общероссийского Профсоюза образования, поспешное введение профессионального стандарта может вызвать многочисленные коллизии правового характера, в связи с чем официальный перенос даты начала применения профессионального стандарта педагога на более поздний срок может стать обоснованным, взвешенным и объективным шагом со стороны Минтруда России.

Так вот, в профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Какова Роль оценки компетенций в профессиональном развитии педагогов?

Сегодня существует серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Как это проявляется на практике:

    В работе ДОО до сих пор преобладает учебно - дисциплинарная модель, и педагоги не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями. Для того, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, он должен встретить субъекта в лице педагога, ― в этом заключается вся сущность педагогической работы;

    Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы преимущественно на выполнение должностных обязанностей. А сегодня более востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы.

    Немало педагогов, которые, получив когда-то профильное образование, ограничиваются посещением курсов повышения квалификации. При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Поэтому одним из значимых показателей профессиональной компетентности воспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в практической деятельности новые знания и умения. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.

Регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОО будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию (и самооценка педагога).

Сегодня от педагогов ДОО требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями. В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.

Формирование и развитие профессиональных компетенций педагога

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

Работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;

Открытые просмотры и взаимные посещения занятий;

Педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;

Активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;

Обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в интернет - пространстве;

Работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;

Организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;

Тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;

Психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Необходимо заметить, что формирование и развитие профессиональной компетентности, повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности не только администрации ДОО, но и социально - психологической службы в целом, поскольку она занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения профессионализма педагогических кадров, так как, прежде всего, координирует работу ДОО в реализации ФГОС.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.

Организация: МБДОУ детский сад 58

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Одним из важных факторов развития ребенка на современном этапе выступает личность педагога. Меняются его роль и функции. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высоким уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

осуществление целостного педагогического процесса;

создание развивающей среды;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей .

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность

планирование воспитательно-образовательной работы;

проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

консультативная помощь родителям;

создание условий для социализации детей;

защита интересов и прав .

Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Иcходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта .

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

  • Исследовательских:
  • умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.);
  • изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка;
  • провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению;
  • умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
  • Проектировочных :
    • умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС;
    • разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
  • Организаторски х:
  • Коммуникативных : умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
  • Конструктивных :
    • умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы;
    • соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

Профессиональная направленность . В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Эмпатия. Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт. Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм. Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения. Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры

Список литературы:

1. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74

2. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.95.

3. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.

Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

Знание основных документов о правах ребѐнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

В нашем ДОУ при открытии новых 3х групп мы столкнулись с тем, что потупившие на работу воспитатели имея педагогическое образование опыта работы не имели или же он был недостаточным. С этой целью была организована « Школа молодого специалиста», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении профессиональной компетенции. На первом этапе нами была проведена диагностика молодых специалистов, определение уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Цель диагностики: насколько хорошо подготовлен теоретически педагог, имеет ли опыт практической работы с детьми, каких результатов в своей профессиональной деятельности хочет добиться, хочет ли продолжить свое образование. Результаты диагностики показали, что у педагогов недостаточные знания в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; трудности в коммуникативной сфере; направленность большинства педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, был отмечен низкий уровень информационных умений. Эти трудности мы и постарались решить.

На втором этапе были использовали различные формы повышения профессионального мастерства: это традиционные методы такие как консультации, лекции - дискуссии, круглые столы, работа творческих микрогрупп, различные смотры-конкурсы, а также систематические тренинговые занятия с акцентом на профессионально значимые качества и умения. Для формирования коммуникативной компетенции проводились тренинговые занятия направленные на приобретение коммуникативного опыта « Самый трудный родитель. Самый приятный родитель», «Поговорите со мной», « Когда душа с душою говорит» и др. При проведении занятий применялись разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, « мозговой штурм» и др. Были проведены семинары – практикумы: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», « Секреты хорошей дисциплины» и др.

Целью таких занятий стало единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм воспитателя.

Результаты « Школы молодого специалиста» представляют следующее:

а) приобретение участниками знаний и умений в области самодиагностики: развитие рефлексии как самоанализа;

б) приобретение умений и навыков эффективного общения;

в) появление у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими знаниями.

Такие активные формы и методы « Школы молодого специалиста» уже дают свои результаты. Работа в данном направлении будет продолжена т.к. профессиональная компетентность педагога должна совершенствоваться до уровня профессионального мастерства, а это является необходимым условием повышения качества образования.

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования образовательной системы. Интерес к данному вопросу отражает попытки общества перестроить систему передачи огромного опыта человеческих знаний подрастающему поколению. При этом значительное внимание уделяется содержательной части качества.

Определяя условия, обеспечивающие качество дошкольного образования необходимо выделить наиболее важные из них:

 использование здоровьесберегающих технологий, которые позволят организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог развиваться без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье;

 высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнями развития общества;

 обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставит ребенку возможность для саморазвития;

 высокий уровень компетентности педагога, главная функция которого – помочь ребенку адаптироваться к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, как способность познания мира, действия в мире, проявление отношения к миру.

Все приведенные позиции являются приоритетными при обеспечении качества дошкольного образования. При этом на наш взгляд, реализация каждого условия невозможна без участия компетентного педагога, обеспечивающего организацию успешного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Анализ существующих подходов к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (А.М.Бородич, Р.С.Буре, А.И.Васильева, Е.А.Гребенщикова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Е.А.Панько, В.А.Петровский, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушина, В.И.Ядэшко и др.) позволил выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

 стремление к личностному развитию и креативность;

 мотивация и готовность к инновациям;

 понимание современных приоритетов дошкольного образования;

 способность и потребность в рефлексии.

С.М.Годник под профессиональной компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности. При этом подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только приобретенными в процессе образования научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг, стилем взаимоотношения с людьми, общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала .

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющего принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Компетентностная составляющая в структуре подготовленности специалиста определяется как совокупность профессионально, социально и личностно значимых результатов образования на языке компетентностей. Поэтому для успешного сопровождения образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо выделить составляющие профессиональной компетентности педагога, а именно:

 организационно-методическая;

 образовательная;

 научно-исследовательская.

Организационно-методическая составляющая компетентности педагога дошкольного профиля заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий, регулировании в системе деятельности педагога, а также направлена на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных целей в развитии, образовании и социализации детей дошкольного возраста.

Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.

Использованная литература

1. Волкова Г.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива.//Завуч, 1999, №7.

2. Годник С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие/С.М.Годник, Г.А.Козберг. – Воронеж, 2004.

3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – №4.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. http :// www . nekrasovspb / ru / publikation /

6. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2000.

7. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя: Автореф.дисс.канд.пед.наук. – М.,1979.


Трактовка понятий «компетенция» и «компетентность» Глоссарий терминов ЕФО (1997) Компетенция 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции. термин компетентность используется в тех же значениях






У м е н ия з н а н и я о п ы т Ценности, позиция личностные смыслы Ориентация на содействие становлению личности другого (Л.И. Божович, С.Г. Вершловский, А.Н. Леонтьев и др.) Педагогическая деятельность – «метадеятельность» по руководству развитием других деятельностей (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.)




Проблемы современного образования требуют нетипичного поведения педагога Кризис традиционной модели детства Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов Становление нового технологического уклада




Ребенок -21 века Другой! Физиологические изменения мозга (правополушарность, «амбицеребральность» -может одновременно выполнять два действия одной направленности (это влияет на спонтанность в поведении, речи и пр.)) происходит спонтанное переключение правого и левого мозга в связи с незрелостью межполушарных взаимодействий). Отмечается общее замедление темпов роста и созревания мозга. ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что осложняет процесс формирования связей между ними и затрудняет координацию их деятельности. Сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них.


Ребенок -21 века Другой! повышенный тонус организма, а также возбудимость (93%) и гиперактивность(87%). Дети с синдромом двигательной, волевой активности постоянный поиск возможности удовлетворения в информации. недовольство или агрессия как ответ в неудовлетворении проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. мыслительные операции развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, но не сможет объяснить, как сделал. воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями


Ребенок -21 века Другой! у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, (ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки). Современные дети настойчивы и требовательны. повышенная утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%),


Ребенок -21 века Другой! Психическая травматизация детей Медикализация (дети-пограничники) Этика рынка (потребление) Маргинализация детства компьютерозависимость (тревожность, снижение контроля за своим поведением) На протяжении последних 20 лет наблюдается рост заболеваемости детей по всем классам болезней.




Особенность воспитания детей 21 века не пичкать знаниями, готовить его к обретению социальных навыков, которые помогут ему преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, пропитывающие сегодня человеческое общество. ?«зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?»(включение в деятельность) необходимо отказаться от наказаний


Особенность воспитания детей 21 века Предоставление самостоятельности в выстраивании стратегии своего поведения. создание условий для снижения гиперактивности, современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, нужно равноправным партнером по общению и совместной деятельности. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира. создание условий для социального развития, сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.




Основа выделения ПК постановление Правительства от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций« приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования« Закон «Об образовании в Российской Федерации», 29 декабря 2012 г. Профессиональный стандарт педагога (18 октября 2013 г. 544) ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» ФГОС ДО


В настоящее время образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержания понятий «компетенция» и «компетентность», но и с проблемой поиска оснований для разграничения, классификации компетентностей.


Воспитатель, требования к квалификации Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.


Должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.


Должностные обязанности Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.


Должностные обязанности Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Работает в тесном контакте с педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога- психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой,




Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога квалификации Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.региональными требованиями




Т.Ф. Педдеятельность по реализации программ ДО (5 уровень): Участие в разработке ООП Участие в создании безопасной среды Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС Организация и проведение мониторинга освоения детьми программы Реализация пед.рекомендаций специалистов Формирование психологической готовности к школе Создание психологического климата Осуществление видов деятельности дрв, ддв Организация детского взаимодействия Использование недирективной помощи и подддержка детской инициативы Организация деятельности с учетом особых образоват. Потреностей детей


Общие компетенции (ФГОС СПО) понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;


Общие компетенции (ФГОС СПО) ставить цели, мотивировать деятельность детей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей; строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих;


Профессиональные компетенции Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.


Профессиональные компетенции Организация различных видов деятельности и общения детей. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.


Профессиональные компетенции Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.


Профессиональные компетенции Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.


Профессиональные компетенции Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


Компетенции воспитателя в контексте ФГОС ДО Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту (п ФГОС ДО)




Основные компетенции для создания социальной ситуации 1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка; 1. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 1) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; 2) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности; 3) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников;


Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников


Компетенции для реализации психолого- педагогическихъ условий -Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях - Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей - Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности - Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения - Защита детей от всех форм физического и психического насилия - Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность




Ключевые компетентности Ключевые компетентности необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования - информации; - коммуникации, в том числе на иностранном языке; -социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.


КПК - БК Воспитателя Компетенции в области видения и решения проблем Социально –коммуникативные компетенции Компетенции в области готовности и оказания содействия развитию другого и саморазвитию Личностно- осознаваемые, имеющие личностный смысл системы знаний, умений, навыков




Базовые компетентности Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.


Базовые компетентности в идеть ребенка в образовательном процессе; с троить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; у станавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; с оздавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (в т.ч. предметно- развивающую); п роектировать и осуществлять профессиональное самообразование.


Специальные компетентности Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области деятельности, конкретной области профессиональной деятельности.






Личностная компетентность 1. эмпатийность и саморефлексия (наблюдение, собеседование) Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания (наблюдение, собеседование) Умеет поддержать детей и коллег (наблюдение, опрос) Умеет находить сильные стороны и перспективы развития у ребенка Умеет анализировать причины поступков и поведения детей (наблюдение, собеседование с воспитателем)


2 самоорганизованность Умеет организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения цели Хорошо организовано рабочее пространство Конструктивно реагирует на ошибки и трудности в процессе ОП Своевременно вносит коррективы в зависимости от ситуации Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой


Методическая компететность Умение разработать методические материалы с целью достижения высоких результатов Самостоятельно разработанные материалы отличает высокое качество Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих проекты, программы методические материалы Выступает перед коллегами о новых материалах Проводит обоснование реализуемой программы, методических материалах


Направления повышения профессиональной компетентности воспитателя Пополнение нормативно-правового сопровождения реализации ФГОС ДО (модель ПК, формы работы по ПК, локальные акты) 1. Организация мероприятий по повышению уровня профессиональной квалификации педагогов в условиях коллективных и индивидуальных форм работы в формах целевой разработки образовательных проблем в формах презентации деятельности воспитателя инновационной деятельности Другие……………………………………………………..




Благодарю за внимание! Галина Викторовна Никитина, к.п.н., зам. директора по НМР ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» тел. (3952)