Препараты улучшающие мозговую деятельность у детей. Витамины для памяти и мозга

Средства для улучшения памяти и работы мозга: препараты, витамины, народные методы

Можно особенно не вникать в тонкости сложных мыслительных процессов, если с памятью пока все благополучно, поэтому улучшение памяти с помощью различных медикаментозных средств молодежь мало заботит. Однако все поменяется, как только будет поставлена определенная цель, требующая немалых умственных усилий: в короткий срок усвоить огромный объем информации, нужный для овладения новой профессией, подготовиться к сложным экзаменам, нацелившись на блестящий результат, принять участие в интеллектуальных состязаниях. Тогда молодые люди начинают лихорадочно вести поиск действенных средств, способных быстро прояснить в голове, выкинуть ненужное, освободив место новому. Между тем, начитавшись различных рекомендаций и получив советы «знающих» друзей, можно в иной раз навредить своей памяти, а не улучшить ее.

Но все же, в основном, препараты и средства для улучшения памяти вызывают интерес у определенных слоев населения: они нужны и назначаются чаще всего людям среднего возраста и пожилым людям, интеллектуальная деятельность которых идет на спад не только по причине патологии, но и естественным образом.

Препараты для улучшения памяти

Прежде чем приступить к описанию препаратов для улучшения памяти и работы мозга, хотелось бы предупредить читателя, что хорошо было бы согласовать их применение с доктором, которого называют неврологом (невропатологом). Он лучше других специалистов знает, какое лекарство подойдет в том или ином случае, поскольку изучение проблемы нарушения памяти входят в область его профессиональной компетенции. К тому же, далеко не все таблетки для улучшения памяти можно взять и запросто купить в аптеке. На некоторые потребуют рецепт.

Кроме этого, самостоятельный выбор препаратов или приобретение их по совету знакомых может обернуться нежелательными реакциями со стороны организма и еще большим нарушением нервной системы.

К синтетическим лекарственным формам без особой надобности вообще не желательно обращаться, для начала можно попробовать попить витамины или, еще лучше – настои и отвары, то есть, те лекарства, которые мы называем народными средствами. Однако многие препараты для улучшения памяти почти постоянно находятся на слуху, так как ежедневно рекламируются средствами массовой информации, поэтому пациентам кажется, что нет ничего проще для улучшения мозговой деятельности, чем зайти в аптеку и купить, что нужно. В связи с этим, в первую очередь мы опишем средства, назначаемые врачом и выдаваемые после предъявления рецепта.

Придется зайти к врачу

Решительно настроившись воспользоваться достижениями современной фармакологии в области улучшения памяти, придется иметь в виду, что лекарство в аптеке без такого документа, как рецепт, могут не отпустить, поэтому необходимо посетить врача, который после осмотра, а иногда и обследования, возможно, выпишет рецепт на один из лекарственных препаратов, называемых ноотропами.

Ноотропы

Ноотропы – это психотропные лекарственные средства, которые отличаются от других представителей данной группы тем, что нейтрально относятся к биоэлектрической активности ГМ, не оказывают воздействия на двигательную активность, не изменяют условно-рефлекторную функцию и вегетативную иннервацию. Вместе с тем, они улучшают память, интеллектуальную работоспособность, стимулируют познавательную деятельность, то есть, восстанавливают процессы, которые могли нарушиться в результате повреждающего действия неблагоприятных факторов.

Ноотропный эффект препаратов данной группы заключается в воздействии на функциональные возможности ЦНС (интеллектуальные способности, речевые навыки) за счет стимуляции окислительно-восстановительных реакций, увеличения скорости биохимических циклов (оборот аденозинтрифосфата, утилизация глюкозы), то есть, участия в дыхании тканей и метаболических процессах, происходящих в нервных волокнах. Стимуляция данных процессов способствует:

  • Изменению в лучшую сторону питания тканей мозга;
  • Позитивному влиянию на ясность ума, сознание, повышение концентрации внимания, обучаемость;
  • Увеличению устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды, лекарственных препаратов, экстремальных факторов;
  • Снижению выраженности астенических проявлений (заторможенность, инертность);
  • Активации функционирования нервной системы;
  • Наращиванию интеллектуально-мнестических возможностей;
  • Восстановлению эмоционально-волевых функций или, проще говоря, улучшению памяти и внимания.

Кроме этого, ноотропы уменьшают возбудимость и раздражение, несут антидепрессивный, успокаивающий, слегка снотворный, противоэпилептический и противопаркинсонитический эффекты. Вместе с тем, они малотоксичны, неплохо сочетаются с медикаментозными средствами других фармакологических групп, однако иной раз в качестве побочного действия имеют развитие пристрастия .

В иных случаях нежелательный эффект от приема ноотропов может идти от психостимулирующих способностей препаратов , что проявляется излишним возбуждением, беспокойством, нарушением сна и развитием бессонницы . Каждый из ноотропных препаратов имеет и другие побочные эффекты и противопоказания, которые подробно описаны в аннотации к лекарственному средству, поэтому нет смысла перечислять все подряд.

Представители ноотропов

За способности повышать умственные возможности ноотропные препараты получили название «стимуляторов познания». К ним относятся:

  1. Пирацетам. Недорогой российский препарат, обладающий позитивными сторонами (улучшает кровоток, способствует ускорению утилизации глюкозы, увеличивает энергетический потенциал и др.) и противопоказаниями ноотропов, что неудивительно, ведь данное лекарство было первым и осталось главным представителем данной группы (действующее вещество – пирацетам). Препарат, полученный в 1972 году, первоначально был рекомендован преимущественно пожилым пациентам, пережившим нарушения мозгового кровообращения и имеющим функциональные расстройства центральной нервной системы. Благодаря своим свойствам способствовать улучшению памяти и работы мозга, пирацетам стал родоначальником целого класса лекарственных средств, которые сейчас успешно применяются во всем мире. Это лекарство, наряду со специфическими медикаментозными средствами, действительно хорошо подходит для взрослых, имеющих проблемы с нервной системой, психическую патологию, алкогольную, наркотическую и лекарственную зависимость, но, как оказалось, кроме этого, он позитивно влияет и на психику детей, переживших , получивших родовые травмы и их последствия, имеющих другую патологию нервной системы.
  2. Ноотропил (действующее вещество – парацетам). Ноотропил используется при , интоксикациях, затронувших важнейшие структуры головного мозга, состоянии после перенесенного (после кровоизлияния – с осторожностью!), . В педиатрической практике ноотропил применяют с целью ликвидации последствий родовых травм, внутриутробных инфекций, гипоксии, а также для лечения детей с ДЦП, задержкой умственного развития, тяжелым течением и гиперактивности (СДВГ).
  3. Фезам комбинированный препарат (действующее вещество: пирацетам с циннаризином), применяемый при нарушении мозгового кровообращения, энцефалопатии, травмах ГМ и интоксикациях, синдроме Меньера, мигрени. Детям до 5 лет фезам противопоказан, после пятилетнего возраста может назначаться для улучшения мозговой деятельности у детей с задержкой интеллектуального развития.
  4. Винпоцетин – таблетки для улучшения памяти при цереброваскулярной недостаточности, вазовегетативных проявлениях климакса. Винпоцетин – лекарство для взрослых, препарат противопоказан до наступления совершеннолетия.
  5. Церебролизин выпускается в инъекционных формах, применяется при когнитивных расстройствах и нарушении процессов запоминания (болезнь Альцгеймера, последствия , черепно-мозговые травмы, задержка интеллектуального развития, СДВГ у детей).
  6. Энцефабол . Недешевый ноотропный препарат (до 1000 рублей), назначаемый молодым, пожилым, маленьким детям и беременным женщинам. Список показаний включает широкий круг патологических состояний, в том числе, снижение интеллектуальных способностей, речевые расстройства, дефицит внимания.
  7. Фенотропил тоже недешевые (от 370 до 1100 рублей) таблетки для улучшения памяти, которые, применяют для поддержания организма в случае предстоящих или перенесенных чрезмерных физических (спортсмены) и умственных нагрузок (студенты), а также при самых различных заболеваниях центральной нервной системы, связанных с поражением сосудистых стенок, нарушением метаболизма в ГМ, травматическим воздействием, интоксикацией. Полезным считают использование препарата при невротических состояниях, депрессиях, судорожном синдроме, гипоксии, хроническом алкоголизме. Фенотропил, улучшая мозговую деятельность, память и внимание, облегчает процессы запоминания и обучения, но, вместе с тем, способен вызывать психомоторное возбуждение и нарушение сна, поэтому его не принимают после 3 часов дня. Лекарство при всех его достоинствах не назначают женщинам в период кормления грудью, при тяжелом течении гипертонической болезни, выраженном атеросклерозе, панических атаках и тревожных состояниях. Препарат также противопоказан в детском возрасте.

Кроме перечисленных лекарственных средств, способностями улучшения памяти и работы мозга обладают и препараты, близкие им по свойствам: кавинтон, циннаризин, фенибут, пикамилон, пиридитол… К сожалению, перечислить все названия, аналоги, синонимы, а также достоинства и недостатки данной фармакологической группы не представляется возможным, что, впрочем, вполне поправимо – каждое конкретное лекарство имеет свою собственную инструкцию, которую легко найти как в упаковке с капсулами или таблетками для улучшения памяти, так и на просторах Интернета.

Таблетки для улучшения памяти, свободно отпускаемые в аптеке

Самыми безопасными и доступными лекарственными средствами, за которыми не обязательно ходить к врачу, считаются витамины (группа В, С, Е), некоторые микроэлементы (магний), экстракты растений:

  • Витамин Е (токоферола ацетат) по 1000 ЕД является замечательным антиоксидантным средством и, помимо этого, позитивно влияет на мышечную работоспособность, репродуктивную функцию организма, психическую деятельность;
  • Ундевит витаминный комплекс, содержащий 11 витаминов, особенно полезен для улучшения памяти и работы мозга людям среднего возраста и пожилым пациентам;
  • Глицин – популярный, недорогой, доступный, вкусный лекарственный препарат, применяемый для лечения взрослых и детей;
  • Витрум мемори – таблетки для улучшения памяти на растительной основе;
  • Аминалон – старый, но не утративший своей актуальности, препарат для улучшения мозговой деятельности у лиц любой возрастной категории, очень хорошо подходит пожилым людям, страдающим сахарным диабетом, так как способствует снижению глюкозы в крови;
  • Билобил – хотя и отпускается без рецепта, но относится к лекарствам для взрослых (билобил противопоказан детям и подросткам);
  • Интеллан – препарат произведен исключительно из экстрактов представителей растительного мира;
  • Гинкго билоба – название всем известное, полученное от названия дерева, экстракт листьев которого дает жизнь препарату для улучшения интеллектуально-мнестических возможностей.

К лидерам по укреплению не только памяти, но и других функций организма относят гинкго билоба, из листков которого некоторые люди приловчились делать лекарство в домашних условиях. Оказывается, все не так сложно: нужно взять купленные в аптеке листья гинкго билоба (1 столовую ложку), насыпать их в термос, залить стаканом кипятка, герметично закрыть и оставить на пару часов, а потом пить приблизительно по 100 мл трижды в день за полчаса до еды.

Улучшаем память без лекарств

Начнем с питания

Некоторые люди, отдавая предпочтения тем или иным блюдам, всегда отмечают, что выбор не случаен – отдельные продукты улучшают мозговую деятельность:


Кроме питания, в деле улучшения мозговой деятельности могут быть использованы уникальные свойства того, что растет вокруг нас, но в пищу в качестве традиционного обеда или ужина не употребляется, то есть, настало время обратиться к проверенным веками средствам, которые от природы имеют способности улучшать память и работу мозга.

Народные средства для всех профессий и почти всех возрастов

Народная медицина в плане улучшения памяти никак не могла оставаться в стороне, ведь влияние отдельных растений на ЦНС было замечено еще во времена, когда человек нынешних методов лечения не знал и не предполагал. Травники и народные целители предлагают вниманию пациентов, стремящихся добиться ясности ума и высокой способности переносить умственные нагрузки, свойства следующих представителей растительного мира:

  • Имбирный чай с мелиссой и мятой: кусочки имбиря (10 г) заварить в стакане кипятка (250 мл), добавить мяту и мелиссу. Улучшить работу мозга можно с помощью 1 – 2 чашек в день;
  • Чай с шалфеем и мятой: вечером засыпать в термос емкостью не менее 0,5 литра по 1 столовой ложке мяты и шалфея, залить кипятком (500 мл) и оставить настаиваться. Утром процедить и принимать по 50 мл 3 – 4 раза в день перед едой (за полчаса);
  • Чесночное масло: головка чеснока измельчается и заливается подсолнечным или оливковым маслом (1 стакан), настаивается от 2 до 3 недель, употребляется по 1 чайной ложке с таким же количеством лимонного сока (свежевыжатого) 3 – 4 раза в день до приема пищи. Попить такое лекарство можно не более 3 недель;
  • Кора рябины красной: 1 ст. ложка коры дерева заливается стаканом кипятка (250 мл) и ставится на маленький огонь на 10 минут. Процеживается отвар через 6 часов и принимается по столовой ложке трижды в день около месяца. Отвар коры красной рябины считается хорошим профилактическим средством против развития атеросклеротического процесса и отложения холестериновых бляшек;
  • Сосновые почки: их желательно употреблять в свежем виде (весной), когда они набухли, но еще не раскрылись (тогда в них содержится очень большое количество различных полезных компонентов) – без всякой дополнительной обработки 2 – 3 раза в день до приема пищи.

Для улучшения интеллектуальных способностей и просветления в голове рекомендуют готовить отвары из смеси крапивы, корня ириса, золотого корня, гвоздики красной и семян подорожника большого. Или смешать листья малины и брусники по 3 столовых ложки, добавить 4 ст. ложки монгольского чая (бадана) и одну ложку орегано, перемешать, из смеси отобрать столовую ложку, заварить в 0,5 л кипятка, еще раз прокипятить (10 минут), дать постоять пару часов и процедить. Полученного отвара хватит, чтобы попить 1 день (стакан – утром, стакан – вечером), а назавтра заварить новый, ведь смесь листьев еще осталась?

Только для взрослых

Если по состоянию здоровья не противопоказан алкоголь и человек не занят в профессии, требующей абсолютной трезвости, то в качестве профилактики нарушений памяти можно использовать народные средства, приготовленные на спиртосодержащих жидкостях (водка, коньяк, чистый спирт):

«Гимнастика» для ума

В этом разделе хотелось бы обратиться к тем читателям, которые желают улучшить память, но по каким-либо причинам не идут к врачу, не считают нужным приобретать лекарство в аптеке и, тем более, не верят народным средствам. В подобных случаях можно посоветовать заняться тренировкой ума. Упражнения для улучшения мозговой деятельности несложные, а, порой, очень даже интересные, если подойти к ним творчески, например:

  • Быстро вспоминать и произносить слова, на первую, вторую, третью (и так далее) букву алфавита: «А» – айсберг, «Б» – барбарис, «В» – винегрет… и так до 20-ой буквы алфавита;
  • Вспоминать иностранные слова, заученные в школе (счет, глаголы);
  • Попробовать посчитать в обратном порядке от какой-то цифры (например, от 100 до 0);
  • Поиграть в города, придумывая их по алфавиту: Астрахань, Берлин, Вологда, Гданьск и так далее. А можно пригласить в игру кого-то из близких и играть вместе. Назвав любой, существующий в реальном мире город, продолжить ряд, где название каждого последующего населенного пункта будет начинаться на последнюю букву предыдущего (Москва – Антверпен – Новгород – Донецк…);
  • Можно придумывать синонимы к выбранным произвольно словам (чем больше, тем лучше) или слова на одну букву, например, «Ж» – журавль, жук, жрец, жернова… до 20-ти слов.

Упражнения для повышения умственных возможностей можно придумывать самостоятельно и сколько угодно: заучивать стихи, решать задачи, разгадывать кроссворды, в общем, при желании «поломать голову» найдется над чем.

Чего только не придумает народ?!

В данной статье хотелось бы затронуть еще одну важную тему, связанную с лечением различных заболеваний нетрадиционными методами, которые их изобретатели нередко называют народными (вероятно, потому, что придуманы они кем-то из народа?). Последнее время появляются новые и новые рекомендации в отношении борьбы с онкологической патологией, болезнями сердца и сосудов, не остается без внимания «новоиспеченных эскулапов» и улучшение памяти и работы мозга. Мы не станем особо критиковать или осуждать новые методики, хотя иной раз они просто абсурдны, не станем отговаривать от употребления каких-то вновь изобретенных средств, просто предоставим читателю возможность подумать самому, так сказать, заняться мозговой гимнастикой, а заодно обратиться к знаниям, полученным в школе.

Золотая вода?

Не беремся судить, насколько повышается мозговая работоспособность от употребления «золотой» воды, но люди, испробовавшие ее действие на себе, утверждают, что попить ее нужно обязательно (в дополнение к питанию). Однако прежде чем привести рецепт приготовления такой «волшебной» воды, хотелось бы напомнить читателю некоторые школьные уроки химии, на которых учителя говорили, что золото не вступает во взаимодействие с сильными кислотами, кроме «царской водки» (смесь концентрированных сильных неорганических кислот – соляной и азотной). Так неужели обычная вода, даже если ее кипятить много часов подряд, вдруг приобретет необычные для себя свойства, позволяющие растворить хоть какое-нибудь количество этого стойкого во всех отношениях металла? Может быть, «серебряную» воду легче сделать? Или еще лучше – «алюминиевое» лекарство изготовить, оно, возможно, и получится? Но «золотая», так «золотая», все равно пациенты, стремящиеся улучшить память народными средствами без особых материальных и трудовых затрат, найдут данные рекомендации на каком-нибудь форуме. Готовят «золотую» воду просто: берут любое золотое украшение (серьги, цепи, кольца) без камней, опускают в емкость с водой (вода – 500 мл), ставят на плиту и кипятят, пока половина объема воды не испарится (250 мл). «Золотое» лекарство почему-то пьют очень малыми дозами – 1 чайная ложка (наверное, в большей дозе опасно?) 2-3 раза в день. Говорят, что через две недели не только в голове прояснится, но и сердечная мышца укрепится. Очевидно, что данные рекомендации могут заинтересовать того, кто плохо учился в школе.

“Массаж мозга”?

Не пробовал автор на себе и распространяемый в Интернете диск «Массаж мозга». Люди покупают, слушают на высоких частотах по утрам по 45 минут – отзывы противоречивые. Одни утверждают, что, входя в состояние медитации подобным образом, и концентрация внимания, и память, и работоспособность, и обучаемость заметно повышаются. Другие же утверждают, что, кроме головокружения и разбитости, ничего от нового метода не получили. Отдельные люди устраивают массаж мозга без всяких дисков: просто занимаются интенсивным полосканием рта в течение 5 – 10 минут, вызывая активизацию процессов возбуждения, которые, в свою очередь, могут обернуться самым непредсказуемым образом (???).

Примеров различного нетрадиционного и даже не народного лечения во Всемирной паутине последнее время крутится множество. Два из них мы привели лишь для того, чтобы наши постоянные читатели знали заранее нашу точку зрения в отношении тех или иных, порой, весьма сомнительных, методов воздействия на центральную нервную систему, с которой, как известно, следует обращаться бережно и осторожно. Проведение экспериментов над собственной головой, своим умом и интеллектом может грозить еще большим нарушением памяти и внимания, появлением головокружения, головных болей и даже судорог. Хочется надеяться, что читатель к улучшению своих умственных способностей будет подходить обдуманно и взвешенно, советуясь с лечащим врачом.

Видео: улучшение памяти – мнение специалиста

Детский организм ежедневно подвергается множеству нагрузок. Многие врачи и педагоги уверены, что всего за один день ребенку приходится перерабатывать сколько новой информации, что взрослому и не снилось. Но обучаемость крохи зависит от ряда факторов, в том числе и от способности запоминать новую информацию. К сожалению, далеко не у всех это получается настолько хорошо, как хотелось бы. И сегодня мы обговорим, какие полезны витамины и таблетки для улучшения памяти у детей.

Витамины для улучшения памяти ребенку

В подавляющем большинстве случаев дети получают все витамины, необходимые для полноценной деятельности организма, вместе с продуктами питания. Но иногда их поступление в организм оказывается недостаточным, или такие вещества не слишком хорошо усваиваются. В результате ребенка может беспокоить повышенная утомляемость, недостаточно хорошее восприятие и усвоение новой информации (и образовательного материала в частности), снижение концентрации внимания и выраженная неусидчивость. Подобрать подходящие витамины для коррекции такой проблемы поможет специалист.

Хорошая память детей во многом зависит от достаточного поступления:

Витаминов группы В (особенно В1, В6 и В12; в меньшей мере – В2, В3, В5, В9);
- витамина D;
- аскорбиновой кислоты;
- витамина Е;
- ряда минеральных веществ, представленных селеном, цинком, йодом, железом и пр.

Так недостаток витамина В1 приводит к развитию повышенной утомляемости и раздражительности, становится причиной проблем с памятью. Восполнить его необходимое количество помогут злаковые, орехи, мясо, бобовые.

Дефицит витамина В6 приводит к бессоннице, заторможенности, снижению памяти и интеллекта (в том числе и к необратимому). Для насыщения организма таким веществом стоит включить в рацион ребенка разнообразные орехи, рыбу, злаковые культуры, капусту и куриное мясо.

Недостаточное поступление витамина В12 чревато возникновением спутанности мышления, сонливостью и головокружениями. Насытить им организм можно при потреблении мяса, рыбы и молокопродуктов.

Дефицит витамина D приводит к унынию, вялости, проблемам в восприятии новой информации, вызывает эмоциональную нестабильность и проблемы со сном, а также становится причиной снижения работоспособности. Скорректировать такую проблему поможет потребление печени, желтков яиц, сливочного масла, жирной рыбы и молока.

Нехватка аскорбиновой кислоты у малышей вызывает усталость и снижение работоспособности, а также затрудняет усвоение прочих питательных веществ (в том числе и витаминов группы В). Масса аскорбиновой кислоты присутствует в составе сладкого перца, смородины, цитрусовых, цветной и брюссельской капусты.

В некоторых случаях даже полноценное и сбалансированное питание не помогает справиться с возникшим дефицитом витаминов и минералов. В таком случае для улучшения памяти детей врачи могут выписывать специальные поливитаминные препараты, к примеру:

Витрум;
- Пиковит;
- Мульти-табс;
- Вита-Мишки и пр.

Еще чтобы улучшить память у детей стоит обратить внимание на препараты-источники полиненасыщенных жирных кислот Омега-3.

Какие таблетки могут использоваться для улучшения у детей памяти ?

Лекарственные средства для коррекции нарушений памяти у детей может выписывать лишь врач. Самолечение может нанести серьезный вред здоровью малыша.

Препаратом выбора при коррекции нарушений памяти у детей становится Глицин. Это средство имеет в своем составе аминокислоту с одноименным названием, которая при потреблении способна нормализовать работу сосудов головного мозга. Препарат помогает скорректировать последствия гипоксии и предупредить ее возникновение, позволяет повысить умственную работоспособность и снять беспокойство. Дозировка подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом. Препарат используют в виде таблеток для рассасывания. Стоит отметить, что лекарство дает ожидаемый эффект только при курсовом применении.

Довольно часто, при наличии соответствующих показаний, для лечения нарушений памяти у детей врачи назначают Пирацетам. Это лекарство относится к ноотропам, его использование позволяет улучшить течение познавательных процессов, положительно сказывается на памяти, способности к обучению, внимании и умственной работоспособности. Схема применения медикамента подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом.

Достаточно эффективным препаратом для улучшения памяти у детей считается Пикамилон. Он также является ноотропным средством и способен стимулировать высшие функции головного мозга. Лекарство улучшает способность к умственной деятельности, повышает выносливость мозга к интеллектуальным нагрузкам, а также увеличивает устойчивость к воздействию агрессивных факторов. Клинически было доказано, что лекарство помогает улучшить когнитивные способности детей, поддержать умственную работоспособность на этапе сильных нагрузок. Схема терапии, дозировка и продолжительность приема Пикамилона подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом.

Для улучшения памяти в педиатрической практике могут применяться и другие медикаменты. Стоит учитывать, что все таблетки для детей и витамины имеют определенные противопоказания к использованию и могут вызвать разнообразные побочные эффекты. Применять их без рекомендации лечащего врача опасно, они могут непредсказуемо повлиять на организм.

Являются необходимыми для полноценной человека, для правильного функционирования всех его органов. Особенно важны они для который напрямую отвечает за жизнедеятельность всего организма в целом. Именно поэтому его постоянно нужно подпитывать нужными для мозговой активности и памяти.

Память, мозг, витамины

Его основные функции это:


  • улучшение активности памяти, легкости запоминания информации, быстроты реакции;
  • отражение состояний;
  • поддержание стабильного психического состояния;
  • замедление процессов, которые приводят к

Важно! В паре с остальными элементами группы В, тиамин принимает участие в создании эритроцитов, которые отвечают за перемещение крови и насыщение ее кислородом.

Кроме положительного влияния на мозговую активность, В1 также:

  • перерабатывает пищу в и сохраняет ее в организме;
  • улучшает работу
  • незаменим в процессе усвоения глюкозы;
  • имеет положительное воздействие на органы способствует его улучшению.
Дефицит В1 в организме человека может привести к расстройствам психики и синдрому Корсакова. В природных продуктах В1 находится в курином свинине, зерновых, некоторых видах .

В2 (рибофлавин)

Улучшить мозговую деятельность поможет . Спектр действия этого очень широкий:


  • защищает глаза от переутомления;
  • вырабатывает гормоны и компенсирует их недостаток в результате перенапряжения;
  • снабжает энергией
  • принимает участие в появлении эритроцитов;
  • контролирует обмен веществ;
  • снабжает клетки кислородом.

От недостатка этого компонента, в первую очередь, страдает мозг. Происходит деградация его тканей, в результате чего развиваются разные виды психических расстройств.

Кроме этого у человека пропадает аппетит, появляется слабость, дерматит и разного рода воспаления.

Знаете ли вы? Впервые понятие витаминов появилось в 1912 году. Ввел его Казимир Функ - польский биохимик.

ВЗ (ниацин)

Или - все это названия вещества ВЗ, очень важного компонента нашего организма. Основная его роль - обеспечение окислительного и восстановительного процессов жизнедеятельности, а также:


  • контроль правильной работы
  • повышение мозговой активности;
  • предотвращение мигреней;
  • защита сердечной системы, сосудов;
  • снижение риска развития , тромбозов;
  • здоровое влияние на желудочно-кишечный тракт.

Восполнить дефицит ниацина можно такими продуктами: куриное мясо, говяжья печень, разнообразные ( помидоры, ), бобовые, травы.

Витамин В6 (пиридоксин)

У этого элемента существует целый ряд полезных для человека функций, среди которых можно выделить такие:


  • способствует образованию в организме дофамина (гормона, отвечающего за удовольствия), адреналина (координирующего частоту сердечных сокращений), гамма-аминомасляной кислоты (уменьшающей уровень );
  • отвечает за выработку ацетилхолина, который консолидирует информацию и улучшает ее запоминание;
  • контролирует гомоцистеин, при повышении уровня которого могут возникать судороги;
  • усиливает впитывание
  • помогает избежать депрессивных состояний.

Дефицит этого элемента приводит к повышенной утомляемости, появлению . В некоторых случаях возможна потеря памяти.

Богаты молоко, яйца, картофель, мясо индейки, морепродукты, такие виды рыбы как форель и лосось.

Витамин В12 (кобаламин)

В12 является одним из основных элементов которые так важны для питания мозга. Он отвечает за такие процессы:


  • выработка кровяных тел для переноса кислорода к тканям;
  • синтез белков;
  • производство жирных кислот;
  • улучшение краткосрочной памяти и скорости мышления.

Важно! Недостаток кобаламина повышает риск возникновения болезни Альцгеймера, невнимательности, резких перепадов настроения.

Особенно важен данный для ума и развития памяти для школьников, которым приходится осваивать очень много информации в период обучения. Для восполнения уровня В12 в организме, рекомендуется употреблять больше красой рыбы, различных морепродуктов, курятины, яиц и молочных продуктов.

Витамин С (аскорбиновая кислота)

Это важный для человека антиоксидант. Ее влияние на организм трудно переоценить, поскольку она:


  • защищает от и возрастных изменений;
  • не дает развиваться болезням и Альцгеймера;
  • и борется с болезнями характера;
  • снижает риск появления проблем с сердцем;
  • понижает возможность развития рака мозга.

Кроме всего этого способствует усвоению которое также улучшает внимание и память человека. Неофициальное название этого витамина - «природный антидепрессант» появилось в связи с тем, что аскорбиновая кислота отвечает за чувство счастья, повышая серотонин в крови. В результате мы чувствуем себя в приподнятом настроении.

Также в результате проведенных исследований доказали, что повышает уровень IQ, и таким образом является самым подходящим для школьников для улучшения их памяти и внимания в возрасте 7-12 лет (хотя, конечно же, пользу из него можно извлечь в любом возрасте).

Этот компонент можно получать из ананасов, шпината, помидоров, брокколи.

Витамин Е (токоферола ацетат)

Сильнейший антиоксидант ацетат отвечает за бесперебойную работу организма в целом, а также:


  • защиту клеток от повреждений;
  • укрепление иммунитета;
  • правильное свертывание крови;
  • выработку гормонов;
  • защиту сосудов и капилляров.

В больших дозах находится в растительных маслах.

Дефицит элемента приводит к таким нарушениям функционирования человеческого организма:

  • ухудшение памяти;
  • нарушение работы сердца и кровоснабжения мозга;
  • снижение уровня кровяных тел;
  • нарушение работы иммуноглобулинов.

Витамин D (кальциферол)

Для правильной мозговой активности просто незаменим. Этот компонент имеет целый ряд положительных моментов:


  • улучшает память;
  • повышает мотивацию;
  • активизирует умственные возможности;
  • помогает избавиться от депрессии;
  • улучшает состояние больных рассеянным склерозом.

Дефицит этого в человеческом организме может спровоцировать появление когнитивных нарушений.

Знаете ли вы? При длительном пребывании бананов под воздействием солнечных лучей, в них увеличивается содержание витамина D.

Улучшение памяти и работы мозга: аптечные решения

На сегодня существует широкий спектр всевозможных комплексов и добавок для улучшения работы мозга и памяти человека. Препараты можно подобрать индивидуально, к тому же в зависимости от возраста: маленькие дети до 5 лет, школьники, студенты, взрослые.

Для маленьких детей

Необходимость детского организма в питательных веществах появляется в первые дни жизни. Своевременное поступление всех необходимых элементов способствует формированию памяти ребенка, повышению общего уровня интеллекта, а также защите организма от всевозможных раздражителей и вирусов.


Отличительной чертой детских добавок является их форма выпуска. Преимущественно это жевательные пастилки или сладкие сиропы.


Школьники и студенты

Вовремя полученные питательные вещества положительно сказываются на развитии умственных способностей детей и подростков. Повышается активность мозга, которая явно выделяет таких детей среди сверстников. Школьники и студенты, принимающие витаминные добавки, отличаются от других детей:

  • развитым интеллектом;
  • легкостью решения любых задач;
  • быстрым освоением информации;
  • внимательностью.

Выбирая для школьников и студентов, и не зная, какие из них лучше, преимущество стоит отдать тем препаратам, которые сделаны на натуральных составляющих без добавления красителей и подсластителей. Также предпочтение следует оказать добавкам, в которых максимально содержатся для активной работы мозга и памяти.

Приведем наиболее популярные среди них:


Все эти комплексы хорошо переносятся детьми, не имеют ненатуральных добавок, не оказывают побочных эффектов. Отлично сказываются на работе мозга благодаря наличию основных компонентов группы В и витаминов С, Е, и других.

Важно! При приеме любых витаминов, обязательно следует следить за правильной дозировкой.

Для взрослых

Во взрослом и зрелом возрасте для улучшения мозговой деятельности и памяти следует обязательно принимать витаминные препараты. Они помогут восстановить нужный баланс элементов в организме, а также справиться с нагрузками. Витамины для улучшения памяти и работы мозга взрослым лучше принимать в составе комплексов.

Выделить можно такие:


Знаете ли вы? У мужчин витамин D напрямую связан с образованием тестостерона. Чем больше они получают солнечного света, тем выше уровень этого гормона.

В целом же, память можно улучшить, не только принимая витамины и соблюдая сбалансированную а также с помощью здорового и специальных тренировок и упражнений для развития умственных функций организма.

Мозг человека способен активно работать до самой старости. Однако в этом ему периодически необходима поддержка в виде приема комплексов витаминов и правильного питания. Главное, правильно подобрать нужный препарат и дозировку.

Витамины для мозга и памяти. Мозг является наиболее важным органом в организме человека. Он регулирует все основные жизненно важные функции и является «двигателем», который позволяет нам достичь поставленных целей и задач. Когда мы не употребляем достаточное количество питательных веществ, витаминов и минералов, в которых нуждается наш мозг, мы часто ощущаем снижение энергии и продуктивности, усталость, раздражение… А вы хотели бы узнать, какие продукты необходимы вашему мозгу, чтобы работать на полную мощность? В этой статье мы расскажем вам о девяти витаминах для мозга, в чем состоит их польза для вашего организма, и в каких продуктах их можно найти.

Знаем ли мы, какие витамины мы должны употреблять ежедневно для лучшего функционирования нашего мозга? Покупаем ли мы те продукты, которые содержат больше всего витаминов, улучшающих и стимулирующих работу нашего мозга? Осознаем ли мы, что принимая с пищей определённые витамины, мы можем улучшить нашу память и уровни ? Некоторые исследования утверждают, что хорошая диета может даже защитить мозг от , например, таких как болезнь Альцгеймера .

Сделав небольшие изменения в нашей диете, мы можем добиться потрясающих результатов. Вы заинтересованы? Мы поделимся с вами рекомендациями о том, какие витамины следует употреблять для улучшения работы нашего мозга, и в каких продуктах их можно найти. Также узнайте какие для вашего стола.

«Если мы плохо питаемся, лекарство не работает; если же мы питаемся хорошо, лекарство нам не понадобится». – поговорка последователей аюрведы.

Пищевые продукты и витамины, которые мы употребляем, оказывают непосредственное влияние (как позитивное, так и негативное) на жизнедеятельность всего организма, и особенно на работу нашего мозга. Функции мозга могут нарушаться под воздействием времени и других факторов, таких как генетика, питание или даже наши повседневные привычки.

Бета-каротин представляет собой красный пигмент, который превращается в витамин А, когда мы употребляем его в пищу. Среди его основных функций выделяют предотвращение когнитивной дегенерации и защиту памяти. Было установлено, что недостаток этого витамина может привести к серьезным нарушениям здоровья, например, к проблемам со зрением и даже спровоцировать постоянную слепоту. А также его недостаток может негативно влиять на рост и развитие детей.

Витамины для мозга: В каких продуктах питания мы можем найти витамин А или бета-каротин? Этот витамин содержат такие продукты, как дыня, папайя, манго, тыква и морковь.

2. Витамин B1

Среди наиболее важных функций этого витамина для мозга выделяют следующие: профилактика ухудшения памяти, мощный «препарат» для борьбы с депрессией и улучшения психического благополучия в целом, а также хороший способ замедления процесса старения мозга. В группе витаминов B, можно найти различные типы, в том числе витамин B6, B9 и B12. Эти три типа витаминов, помимо прочих эффектов, имеют одну общую функцию. Они способствуют образованию красных кровяных телец, за счет этого улучшается циркуляция крови, и ускоряется процесс доставки кислорода в клетки.

Вы подозреваете у себя депрессию? вместе с CogniFit!

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического , присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Витамин В1 также известен, как тиамин . Он представлен в изобилии в тканях мозга и . Среди наиболее важных функций этого витамина выделяют следующие: способствует трансформации продуктов питания в энергию и сохранению этой энергию в нашем организме; принимает участие в работе сердца и сердечно-сосудистой системы; необходим в процессе поглощения глюкозы в нервной системе, влияет на зрение и здоровье глаз.

Согласно различным исследованиям, дефицит этого витамина может привести к (корсаковский психоз; этот синдром особенно часто встречается у хронических алкоголиков или людей, больных СПИДом, либо после травм головного мозга).

Витамины для мозга: В каких продуктах питания мы можем найти витамин В1? Мы можем найти витамин В1 или тиамин в большинстве типов мяса, таких как курица, говядина или свинина . А также его источником являются рыба, орехи, зерновые культуры, фрукты и овощи .

3. Витамин B6

Этот витамин для мозга способствует образованию таких веществ, как , гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) и ацетилхолин ( , отвечающие за передачу сигналов, которые возникают между нейронами). Дофамин связан с цепями вознаграждения головного мозга. Адреналин (или эпинефрин) помимо всего прочего регулирует частоту сердечных сокращений. Норадреналин (или норэпинефрин) делает «предупреждения» для нервной системы в стрессовых ситуациях. ГАМК снижает уровень и , а также помогает нам расслабить мозг и . Ацетилхолин участвует в процессах кодирования информации с целью её консолидации и запоминания. Кроме того, витамин B6 регулирует уровни гомоцистеина (аминокислота, которая при повышенном уровне провоцирует появление сосудистых нарушений), усиливает абсорбцию витамина B12 и является очень важным компонентом для нашего .

Витамин B6 помогает преобразовать триптофан в , или, в более практическом ключе, предотвращает депрессию и появление . Очень важно избегать дефицита витамина B6 в организме, потому что это может привести к потере памяти, рассеянности, усталости, депрессии, и преждевременному старению мозга. Подводя итог, отметим, что витамин B6 играет важную роль в процессе оптимального развития мозга.

Пройдите инновационный нейропсихологический и меньше, чем за 30-40 минут узнайте, присутствуют ли когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие расстройства сна. Получите подробный отчёт в формате pdf с персональными рекомендациями!

Витамины для мозга: В каких продуктах питания мы можем найти витамин B6? Витамин B6 необходимо употреблять ежедневно. Есть много продуктов, которые содержат этот витамин, такие как яйца, молоко и молочные продукты, зародыши пшеницы, коричневый рис, картофель, индейка, говядина, курица, баранина, свинина, морепродукты, чечевица, перец, чечевица, хлеб из муки грубого помола, арахис, фундук, орехи, шпинат, морковь, брокколи, лосось, форель, тунец.

4. Витамин В9

фолиевая кислота . Он играет важную роль в поддержании здоровья мозга и его обеспечении его полноценной работы . Ещё до рождения человека, фолиевая кислота необходима для правильного и своевременного развития мозга малыша, который находится в утробе матери. Она участвует в развитии нервной трубки плода, из которой в дальнейшем формируется головной и спинной мозг. Фолиевая кислота помогает клеткам размножаться и способствует образованию новых тканей.

Витамин B9 принимает участие в образовании некоторых головного мозга, таких как дофамин, серотонин и эпинефрин (адреналин). Важно поддерживать нормальный и адекватный уровень витамина В9, поскольку снижение его уровня ведет к повышению уровня гомоцистеина (аминокислоты; в таких случаях появляется риск повреждения артерий и образования тромбов). Таким образом, дефицит витамина В9 может привести к . Дефицит витамина B9 у детей может стать причиной проблем в развитии.

Витамины для мозга: В каких продуктах питания мы можем найти витамин B9? Витамин В9 (или фолиевая кислота) содержится в следующих продуктах: фрукты (бананы, апельсины, дыня, авокадо) и другие пищевые продукты (бобовые и зерновые культуры, шпинат, спаржа, коричневый рис, овес…) . То есть, мы можем найти витамин B9, прежде всего, в овощах, крупах и арахисе.

5. Витамин B12

Этот витамин для мозга связан с образованием миелиновой оболочки некоторых нейронов (слой, который покрывает аксоны нейронов, что помогает быстрее передавать нервные импульсы) и производством красных кровяных клеток, которые отвечают за доставку кислорода во все клетки организма.

Витамин B12 является одним из наиболее важных витаминов для правильного функционирования головного мозга. Он задействован в развитии клеток и жирных кислот , и имеет важное значение для синтеза белков, красных кровяных клеток и нейротрансмиттеров . Этот витамин тесно связан с нашей кратковременной памятью и быстротой мышления.

Если наши уровни витамина B12 ниже нормы, это может стать причиной следующих проблем: рассеянность и потеря памяти , частые перепады настроения, ощутимое замедление процессов мышления , вплоть до повышения риска раннего развития болезни Альцгеймера.

Витамины для мозга: В каких продуктах питания мы можем найти витамин B12? Витамином B12 богаты следующие продукты: мясо (курица, индейка, говядина, субпродукты… ), красная рыба и морепродукты (лосось, форель, мидии… ), и другие продукты, такие как яйца, зерновые, молочные продукты, в том числе сыр, йогурт, творог…

У некоторых людей наблюдаются осложнения, связанные с тем, что они не могут усваивать витамин В12 только из пищи, которую они потребляют. В этом случае рекомендуется обратиться к лечащему врачу и попросить его подобрать оптимальный витаминный комплекс или пищевую добавку.

6. Витамин С

Этот витамин для мозга также известен как аскорбиновая кислота . Витамин С является очень важным антиоксидантом, который защищает мозг от окислительного стресса и дегенерации , связанной с возрастом. Витамин С в сочетании с витамином Е, предотвращает такие заболевания, как , болезнь Альцгеймера и другие типы деменции . Он также предотвращает появление простудных заболеваний, снижает риск развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний . По данным различных исследований, было установлено, что витамин С снижает риск развития рака мозга, особенно у детей.

Кроме того, витамин С помогает правильно усваивать железо из других продуктов, таких как бобовые культуры. Железо , в свою очередь, необходимо организму для улучшения когнитивных функций, внимания и памяти . Поэтому мы рекомендуем вам использовать простой трюк: чтобы железо лучше усваивалось в организме, попробуйте сочетать блюдо из бобовых (много железа) со стаканом апельсинового сока (высокое содержание витамина С).

Витамин С очень важен для мозга, и некоторые люди считают его «естественным антидепрессантом» , потому что он повышает уровень серотонина (нейромедиатора, который помогает нам «чувствовать себя счастливыми»), а значит и поднимает . По словам Жана Карпентера (Jean Carpenter, автор книги «Ваш удивительный мозг»), принимая витамин С, можно улучшить память и когнитивные функции, и тем самым улучшить показатели теста IQ. Рекомендуется употреблять витамин C ежедневно, потому что он влияет на нашу память, способность к обучению и т.д.

Витамины для мозга: В каких продуктах питания мы можем найти витамин С? Источником витамина С являются цитрусовые (апельсины, грейпфруты), дыни, ананас, клубника и другие ягоды, а также овощи: помидоры, перец, шпинат, цветная капуста и брокколи …. То есть, этот витамин в основном содержится в цитрусовых фруктах и зелёных овощах .

7. Витамин D

Витамин D имеет решающее значение, если мы хотим, чтобы наш мозг функционировал нормально и правильно. Среди наиболее важных функций витамина D можно отметить улучшение памяти, он влияет положительным образом на наше настроение и мотивацию, повышает способность решать проблемы.

По данным некоторых исследований, недостаток витамина D в организме может стать причиной появления когнитивных нарушений. Согласно различным исследованиям, было обнаружено, что витамин D может улучшить состояние людей, больных рассеянным склерозом (РС), или страдающих некоторыми психическими расстройствами , например, в случае с сезонным аффективным расстройством (определённый тип депрессии, связанный с сезонными изменениями).

Витамины для мозга: В каких продуктах питания мы можем найти витамин D? Витамин D во многом зависит от солнечного света и энергии (поэтому рекомендуется загорать всем, независимо от возраста, но при этом соблюдая меры предосторожности). Загаром не стоит сильно увлекаться, а витамин D также можно найти в следующих продуктах: некоторые виды рыб (сардины, лосось, тунец, макрель… ) или другие продукты, таких как шампиньоны или некоторые виды молочных продуктов.

8. Витамин K

Среди наиболее важных полезных свойств этого витамина для мозга выделяются следующие: повышает скорость работы мозга, улучшает способность к обучению и память, служит для развития когнитивных способностей в целом. Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, как правило, показывают дефицит витамина К в организме. Поэтому ученые сделали вывод, что потребление этого витамина может быть им полезно. При соблюдении сбалансированной диеты и употреблении в пищу продуктов, богатых витамином К, вы сможете предотвратить преждевременное старение мозга и болезнь Альцгеймера .

К тому же витамин К играет важную роль в процессе свертывания крови и абсорбции кальция.

Витамины для мозга: В каких продуктах питания мы можем найти витамин К? Этим витамином богаты брюссельская капуста, спаржа, петрушка, сельдерей зеленые листовые овощи и ферментированные продукты (кисло-молочные продукты) . Однако, идеальным источником витамина К по праву считается брокколи , этот овощ – кладезь полезных витаминов и минералов.

9. Омега-3 жирные кислоты

Омега-3 жирные кислоты – это полиненасыщенные жиры, которые наш организм не может произвести. Среди полезных свойств этого вещества можно выделить повышение работоспособности мозга. Соблюдение диеты, которая включает продукты, богатые омега-3, защищает мозг от когнитивных нарушений и помогает улучшить пластичность мозга , концентрацию и память.

Омега-3 жирные кислоты напрямую связаны с процессами памяти и снижением риска развития болезни Альцгеймера. Таким образом, употребление в пищу продуктов, содержащих Омега-3, предотвращает дегенеративные заболевания, в том числе болезнь Альцгеймера, и способствует улучшению нашей памяти. Конечно, теперь фраза, которую все мы слышали с детства: «Ешь рыбу, это полезно для мозга», начинает иметь смысл!

Витамины для мозга: В каких продуктах питания мы можем найти Омега-3 жирные кислоты? Рыба – это лучший источник этих веществ. Включите в свой рацион сардины, анчоусы, лосось, рыбу-меч, тунец и т.д.

К сожалению, нет пищи, которая содержала бы все витамины, необходимые нашему мозгу. Поэтому так важно научиться правильно питаться и следить за тем, чтобы уровни всех витаминов в организме были в норме. То есть, старайтесь избегать недостатков или избытков в витаминах. И, как говорит ученый-невролог Фернандо Гомес-Пинилья (Fernando Gómez-Pinilla): «Существует множество полезных продуктов, но если превысить норму употребления одного из них, он станет негативно влиять на здоровье. Лучшая рекомендация – это сохранить баланс между полезными продуктами, которые удачно дополняют друг друга» .

Рекомендуется всегда употреблять в пищу свежие и как можно более натуральные продукты. Уделяйте особое внимание овощам и фруктам, включите в рацион рыбу, бобовые, зерновые и молочные продукты. Кроме того, необходимо соблюдать дневную норму потребления воды. Не будем забывать, что 85% от веса нашего мозга состоит из воды! Кроме того, вода дает нам бодрость и имеет множество полезных свойств, поэтому так важно всегда обеспечивать мозг водой. На стиль питания напрямую влияет на нормальное функционирование нашего мозга. Поэтому, если мы хотим, чтобы наш мозг был здоровым, следует придерживаться сбалансированной диеты, регулярно заниматься спортом и ежедневно стимулировать умственную активность. В этом вам могут помочь персональные тренировки для мозга от CogniFit , одобренные научным сообществом .

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью ! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Если ребёнок уже дошкольного или школьного возраста, то конечно у родителей возникает вопрос о восстановлении когнитивных функций. При лечении апноэ восстановление когнитивных функций, равно как и исчезновение симптомов СДВГ, возможно в полном объёме. Большое значение при этом, однако, имеет уровень когнитивных функций до развития апноэ, а также социальный уровень семьи ребенка и полнота проводимых реабилитационных мероприятий.

Если вы хотите расширить свои знания об этой теме и стать экспертом в области здорового питания, рекомендуем вам прочитать следующие книги: «Нейропитание. Диета твоего настроения» Санди Крстинич (Sandi Krstinic), «Ваш удивительный мозг» Жана Карпентера (Jean Carpenter), «Растительная диета» Линдси Никсон, «Витамания» Кэтрин Прайс, «Питание для мозга» Нил Барнард.

«Питание является необходимостью, но есть разумно – это искусство». (Ларошфуко)

Благодарим вас за чтение данной статьи. Знаете ли вы другие витамины для улучшения работы мозга? Поделитесь с нами в комментариях ниже! А также оставляйте ваши вопросы и пожелания 🙂

Перевод Александры Дюжевой

Psicóloga especializada en psicología clínica infanto-juvenil. En continua formación para ser psicóloga sanitaria y neuropsicóloga clínica. Apasionada de la neurociencia e investigación del cerebro humano. Miembro activo de diferentes asociaciones e interesada en labores humanitarias y emergencias. A Mairena le encanta escribir artículos que puedan ayudar o inspirar.
«Magia es creer en ti mismo».

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .