Симптомы алалии у детей, методы лечения в домашних условиях. Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка

Бывает так, что у ребенка нормальный слух, интеллект в порядке, но он не разговаривает или разговаривает совсем плохо. Такое отсутствие речи или ее недоразвитие называется алалия. Данное нарушение встречается примерно у 1% детей дошкольного возраста и у 0,6-0,2% школьников. Причем, у мальчиков оно бывает вдвое чаще, чем у девочек.

Причины развития алалии достоверно не выяснены, однако выделены факторы риска, к которым относят родовые травмы, влияние вирусных инфекций во время беременности, бесконтрольный прием лекарств беременной женщиной, эндокринные и другие заболевания. Также влияют и психологические факторы: разлучение малыша с матерью, нервная обстановка в доме, критическое отношение к успехам ребенка — всё это может стать причиной того, что ребенок перестает нормально воспринимать и понимать речь окружающих его людей, хотя ранее всё было в норме.

При алалии происходит системное недоразвитие речи. Нарушаются все ее компоненты, проявлениями могут быть:

  • Неправильное произношение звуков,
  • Ограниченный словарный запас,
  • Непонимание речи других людей,
  • Нарушение грамматического строя речи,
  • Полное отсутствие речи,
  • Проблемы в усвоении навыков чтения и письма.

Кроме речевых расстройств у детей-алаликов встречаются двигательные расстройства, неврологические, психопатологические проявления. Набор симптомов часто бывает индивидуален, и проявления одной и той же формы алалии у детей может сильно отличаться. Принято выделять моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию.

Моторная алалия

Моторная алалия возникает по причине снижения активности или поражения коры головного мозга, в частности центра Брока, который расположен в лобно-теменных областях коры левого полушария. Если говорить простым языком, то при моторной алалии нарушена связь мозговых речевых центров и органов речи.

Дети с моторной алалией хорошо понимают речь других людей, но их речь развивается медленно, не проходит все этапы формирования. Такому ребенку очень трудно или вовсе невозможно повторить не только слова, но и слоги и даже звуки. Они всё понимают и могут объясниться жестами, например, показать названный предмет или попросить что-то, указывая на это. Очень часто такие дети не разговаривают вообще. Это плохо сказывается на общем развитии, отдаляет ребенка от общения с другими людьми.

Проявления моторной алалии:

  • Неспособность правильно проговаривать слова,
  • Неумение правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже,
  • Неправильное употребление предлогов,
  • Перестановка звуков и слогов в слове,
  • Маленький словарный запас.

Моторная алалия может быть причиной плохой успеваемости в школе. Она лежит в основе таких расстройств как дислексия и дисграфия, сочетается с расстройствами работоспособности и внимания у детей, сопровождается излишней двигательной активностью или наоборот заторможенностью.

Сенсорная алалия

Эта форма алалии встречается гораздо реже, чем моторная. При сенсорной алалии ребенок недостаточно понимает речь других людей, хотя и хорошо слышит. Причиной тому поражение центра Вернике. Этот центр находится в височной области левого полушария и играет роль слухоречевого анализатора. Поскольку восприятие и понимание речи у ребенка с сенсорной алалией нарушены, то нарушено и формирование речи.

Проявления сенсорной алалии:

  • Дети неправильно произносят звуки, искажают слова,
  • Они могут не откликаться, когда их зовут, но реагируют на отвлеченные шумы,
  • Дети в одних случаях могут повторить слоги, слова или фразы, в других нет,
  • Понимание слов, когда они произнесены отдельно и непонимание этих же слов в связной речи,
  • Понимание смысла фраз только в определенном контексте или в определенной ситуации,
  • Некоторые дети с сенсорной алалией понимают только то, что сами могут произнести,
  • Трудности в поддержании внимания, в переключении с одного вида деятельности на другой.

Сенсомоторная алалия

При сенсомоторной алалии сочетаются нарушения, свойственные для обеих форм этого заболевания. Нарушена как связь мозга с речевым аппаратом, так и возможность воспринимать и анализировать чужую речь. В результате малыш не только не может говорить, но и не понимает, что говорят другие. Это нарушение является наиболее тяжелой формой нарушений речевого развития. Встречается сенсомоторная форма в 3-4% случаев алалии.

Алалия: способы лечения

В некоторых случаях алалия проходит сама по себе, по мере взросления ребенка. Однако чаще всего невозможно обойтись без медицинской и логопедической помощи. Очень большое значение имеет своевременное выявление нарушений и квалифицированная помощь ребенку, если коррекция проводится на достаточном уровне и начата своевременно, речь формируется полностью, улучшаются интеллектуальные способности ребенка, он адаптируется в окружающем мире и становится в состоянии наладить общение и со сверстниками, и со взрослыми. Так, сенсорная и моторная алалия в 3 года намного легче и успешнее поддается корректировке, чем в 5-6 лет. Если родители не обеспокоились плохо развитой речью у ребенка, пока он не пошел в школу, то скорее всего в общеобразовательной школе он не будет успевающим учеником, и для восстановления речи понадобится гораздо больше времени и сил.

Лечение алалии должно быть комплексным, оно включает различные медицинские воздействия, витаминотерапию, лекарственную терапию, которая улучшает обмен веществ в головном мозге, систему логопедических упражнений и занятий общеразвивающего характера. Если проблема вызвана заболеванием, инфекцией, то необходимо в первую очередь направить силы на их лечение.

Один из современных методов лечения алалии у детей — электро-рефлексотерапия . С помощью специального аппарата происходит передача электрических импульсов в кору головного мозга. Стимулируются те зоны, функции которых в большей степени нарушены. В результате такого воздействия образуются новые нервные связи, и обучение речевым навыкам проходит быстрее и успешнее.

Нужно помнить, что алалия представляет серьезную проблему, и решить ее за пару недель не удастся. Нужен не один год кропотливого труда, несколько повторяющихся курсов лечения, масса времени, терпения и заботы со стороны взрослых. Однако результаты того стоят. Ведь не владея нормально речью, ребенок не сможет чувствовать себя комфортно среди окружающих, у него возникнет множество ограничений в выборе дальнейшего жизненного пути.

Как распознать проблему?

Алалия «хитрое» заболевание. Иногда ребенок, не понимая речь окружающих, дистанцируется от них, становится необщительным. Это может стать поводом для неправильной постановки диагноза. Иногда такому малышу приписываю аутизм, задержку психического и интеллектуального развития, также не всегда удается установить уровень слуха.

В первую очередь родители должны позаботится о своем ребенке. Чтобы вовремя заметить проблему, нужно знать этапы развития речи.

Речь у детей развивается примерно так:

  • 2-3 месяца — гуление,
  • 3-4 месяца — лепет,
  • 6-8 месяцев — произношение первых слов,
  • 1 год — построение фразы.

Конечно, это идеальный план речевого развития ребенка, могут быть и отклонения. Например, малыш начал говорить слова только в год, но уже к полутора годам научился строить простые фразы. В этом случае скорее всего повода для беспокойства нет. А вот если ребенок в 2 года не говорит совсем или говорит лишь несколько слов, то это уже тревожный сигнал, и обязательно нужно обратиться к специалисту. Также важным признаком проблем речевого развития считается слишком медленное освоение речи, очень медленный прогресс или его отсутствие в течение длительного времени.

Схема лечения ребенка с алалией может выглядеть примерно так

  • Ребенок говорит очень плохо или не говорит совсем в 2 года, значит нужно обратиться к невропатологу .
  • Выполняется диагностика состояния и функционирования головного мозга: магнитно-резонансная томография, электроэнцефалограмма .
  • Курс (возможно, не один) лекарственной терапии , который включает витаминные препараты, препараты, улучшающие передачу нервных импульсов и работу головного мозга .
  • Курс физиотерапевтического лечения в соответствии с назначением врача.
  • В возрасте около 4 лет нужно начинать занятия с логопедом . Они могут быть индивидуальными или в группе. Очень хороший вариант — специальный логопедический детский сад .
  • В процессе всего лечения постоянные занятия с ребенком дома .

В идеале все эти усилия должны привести к тому, что к 7 годам, то есть к поступлению в 1 класс, речь у ребенка восстанавливается, и он хорошо понимает людей, свободно общается в различных ситуациях.

Занятия с ребенком

Все занятия, особенно речевые упражнения, проводят в игровой форме. Тогда они не напрягают ребенка, он занимается с удовольствием. С помощью занятий с логопедом и дома с родителями у малыша-алалика нужно развивать память, внимание, умение отличать предметы друг от друга, соотносить и обобщать предметы. Эти качества способствуют лучшему усвоению речевых навыков.

Незаменимы для развития речи физические упражнения и любые занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики: игры с мячиком, пальчиковая гимнастика, лепка, вырезание, мозаика, рисование, складывание и раскладывание различных игрушек (матрешка, пирамидка). Предложите малышу попробовать себя в таких упражнениях и занятиях, пусть он выберет то, что ему по душе, тогда и пользы от них будет больше.

Угадай загадку

Это речевое упражнение может быть использовано как обычная игра с ребенком. Детские загадки всегда использовались в народной педагогике. Они расширяют кругозор, помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивают смекалку, наблюдательность, память, расширяют словарный запас.

Начинают с простых загадок, сопровождая их картинками. Ребенок показывает картинку с отгадкой, называет её. Можно проанализировать, почему загадка построена именно так, это облегчит малышу её понимание. Следующий этап — заучивание наизусть. Конечно, этот этап можно осуществить только если ребенок уже овладел достаточными навыками произношения слов и фраз.

Особенно подходящими являются загадки, в которых есть повторы. Они будут хорошей тренировкой речевого аппарата.

Скороговорки

Скороговорки — великолепный тренажер речи для любого человека. Они помогают совершенствовать речевой аппарат, делают его более послушным. При постоянных тренировках со временем речь становится правильной, четкой, выразительной. Скороговорки помогут алалику произносить слова целиком, не проглатывать окончания.

Начинают с самых простых и коротких, чтобы их легко было повторит и запомнить. Для того, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию, можно подобрать смешные скороговорки или те, в которых есть известные герои. Например: «Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Постепенно они усложняются, удлиняются. Также и со скоростью произношения: сначала говорим медленно, четко проговаривая каждое слово, затем быстрее и быстрее.

Дома можно подключить к этой игре всех членов семьи или даже устроить соревнование. Тогда кроме практической пользы по выработке речевых навыков все получат удовольствие, внимание друг друга, а это тоже важная составляющая решения проблемы алалии.

Стихи

Стихотворная речь легче воспринимается на слух и легче воспроизводится, поэтому рассказывание и заучивание стихов обязательно включается в любую программу по коррекции речи. Начинают с повторения строк, с их совместного произношения, потом разучивают четверостишия с коротенькими строчками. Занятия можно сопровождать разглядыванием иллюстраций к стихотворению или рисованием собственных картинок. Это поможет глубже осознать смысл текста и добавит еще одну грань восприятия. Постепенно накопится большое количество выученных стихотворений, которые нужно периодически повторять. Делать это можно во время прогулки или по дороге из детского сада домой. Постепенно речь будет становиться всё более и более правильной и четкой.

Например:

Стихотворения нужно произносить по слогам:

Са-са-са — ле-тит о-са
Су-су-су — мы ви-де-ли о-су
Сы-сы-сы — не бо-им-ся мы о-сы

Са-мо-лёт ле-тит,
Са-мо-лет гу-дит.
У-у-у — я ле-чу в Мо-сквууу!

К нам при-шла со-ба-ка
Ум-на-я со-ба-ка
С дет-ка-ми иг-ра-ет
О-чень гром-ко ла-ет
«Ав-ав-ав»

В ма-ши-не, в ма-ши-не
Шо-фёр си-дит,
Ма-ши-на, ма-ши-на
Идёт гу-дит:
«Би-би-би, би-би-би»

Ма-лень-кую Лю-сю
На-пу-га-ли гу-си.

У на-шей ма-ши-ны
ши-пы на ши-нах

Па-ро-воз, па-ро-воз
Но-вень-кий, бле-стя-щий
Он ва-го-ны по-вёз
Буд-то на-сто-ящий.

Кто едет в по-ез-де?
Плю-ше-вы-е миш-ки,
Кош-ки пу-ши-сты-е,
Зай-цы да мар-тыш-ки.

Поиск объектов, которые есть у нас дома

Для коррекции речи у детей с алалией очень важно стимулировать их к проговариванию того, что происходит вокруг, называнию различных предметов, с которыми они взаимодействуют. Для этого подойдет нехитрая игра по поиску различных предметов, которые находятся в доме. Ребенка просят найти, где находится, например, папина любимая чашка. Он находит, приносит и называет этот предмет или проговаривает, где стоит папина чашка. Возможны различные варианты сложности: предметы на виду или скрыты от глаз, ребенок пользуется этими предметами или нет. Самое главное — проговаривать сначала вместе с ним названия, место нахождения, потом ребенок сам будет говорить. Возможен и обратный вариант: он дает задание другим людям. Тогда важно, чтобы формулировка была полной, например, «Папа, найди, где лежат мамины красные бусы».

Такая игра развивает у детей память, внимание, учит их свободнее ориентироваться в пространстве, придает уверенность.

Компьютерные игры

Компьютер — это отличный инструмент, который мотивирует детей. В интернете есть много развивающих игр, которые помогут вашему малышу весело провести время, работая над произношением нужных звуков и слов.

Таким детям подойдут развивающие компьютерные игры, особенно хороши те, которые построены по методике Монтессори. Можно предложить поиграть в звукоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». Обязательно проговаритвайте с малышом названия предметов, которые встречаются в игре. Большую радость вызывают у детей собственные правильные ответы, особенно, когда они сопровождаются обратной связью из игровой программы. Например, при правильном ответе открывается веселый смайлик.

Но и не следует забывать, что компьютерные игры — это тот ресурс развития, который нужно использовать с осторожностью и обязательно строго дозировать. Яркие картинки, движущиеся объекты на экране слишком возбуждают нервную систему ребенка. Ребенку-алалику не стоит разрешать самостоятельно играть в компьютерные игры. Это нужно делать сначала вместе, потом под присмотром взрослых. Причем, не более 15-30 минут.

Алалия - грубое недоразвитие либо полное отсутствие речевой функции, которое вызывается органическим поражением зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Данное повреждение возникает во внутриутробном периоде или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т.е. у малыша наблюдается позднее появление речевых реакций, нарушение звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, бедность словарного запаса.

Диагностируется речевая алалия примерно у 1% дошкольников и 0,2-0,6% детей школьного возраста, у мальчиков ее развитие наблюдается в 2 раза чаще. Ребенок с алалией нуждается в психолого-медико-педагогическом воздействии, которое должно обязательно носить комплексный характер, включать в себя медикаментозную терапию, а также развитие психических функций, связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Причины алалии

Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.

Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.

Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.

Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.

Классификация алалии

За все время изучения проблемы было предложено несколько классификаций алалии в зависимости от ее проявления, механизма, степени выраженности недоразвития речи. Сегодня в логопедии используется классификация алалии по В.А. Ковшикову. Согласно нее выделяют:

  • моторную или экспрессивную алалию;
  • сенсорную или импрессивную алалию;
  • смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную, в зависимости от преобладания нарушений развития речи).

Моторная форма алалии возникает в результате раннего органического поражения коркового отдела речедвигательного анализатора. У ребенка в этом случае собственная речь не развивается, однако понимание чужой речи сохраняется. В зависимости от того, какая зона головного мозга повреждена, различают 2 вида алалии - афферентную моторную и эфферентную моторную. При афферентной моторной алалии наблюдается органическое поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. При эфферентной моторной алалии происходит поражение премоторной коры (задней трети нижней лобной извилины, центра Брока), сопровождаемое кинетической артикуляторной апраксией.

Сенсорная форма алалии возникает в результате поражения коркового отдела речеслухового анализатора (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). При этом у ребенка нарушается высший корковый анализ, а также синтез звуков речи. Несмотря на то, что физический слух у него сохранен, речь окружающих ребенок не понимает.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия симптомы может иметь различные - как речевые, так и не связанные с речью (неврологические, психологические).

Неврологическая симптоматика при этой форме алалии представлена, в первую очередь, двигательными нарушениями, плохой координацией, плохим развитием моторики пальцев. Детям с моторной алалией сложно овладеть даже элементарными навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц) и выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики).

Давая психологическую характеристику детей с моторной алалией, следует отметить нарушения внимания, памяти, восприятия. Такие дети могут быть гиперактивными либо, наоборот, заторможенными и малоподвижными. Для малышей с моторной алалией свойственны высокая утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Моторная алалия у детей приводит к тому, что вследствие речевой недостаточности вторично страдает интеллектуальное развитие ребенка. Однако по мере развития речи оно постепенно приходит в норму.

При моторной алалии имеется ярко выраженная диссоциация между импрессивной и экспрессивной речью. Понимание речи сохраняется, однако собственная речь не развивается совсем либо же развивается с грубыми отклонениями. Этапы становления речевых навыков (а именно: гудение, лепет, слова, фразы, связная речь) проходят с запозданием, а сами речевые реакции весьма упрощены.

Несмотря на то, что ребенок с афферентной моторной алалией теоретически способен выполнять любые артикуляторные движения, у него наблюдаются грубые нарушения звукопроизношения. Зачастую при этом возникают смешения и стойкие замены артикуляционно спорных фонем, что неизбежно приводит к невозможности воспроизведения звукового образа слова.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом является невозможность выполнения ряда последовательных артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. На фоне моторной алалии несформированность динамического речевого стереотипа зачастую приводит к появлению заикания.

Запас слов при моторной алалии весьма отстает от возрастной нормы. Все новые слова ребенок усваивает с трудом, в его речи присутствуют, в основном, обиходные термины. Незначительный лексический запас приводит к неточному пониманию значений слов, неуместному употреблению их в речи, замене по звуковому и семантическому сходству. Отличительной чертой моторной алалии является преобладание в речи существительных в именительном падеже, значительное ограничение других частей речи, трудности с образованием и распознаванием грамматических форм.

Связная речь при моторной алалии имеет грубое нарушение. Обычно она состоит из коротких предложений. Ребенок с речевой алалией не может последовательно изложить события, отделить главное от второстепенного, передать смысл события, определить причину и следствие, временные связи.

При грубых формах моторной алалии речь не развивается совсем, ребенок может только подражать звукам и произносить отдельные лепетные слова, сопровождая их мимикой и активной жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Основным дефектом при сенсорной алалии выступает нарушение восприятия обращенной речи и понимания ее смысла. При этом у сенсорных алаликов в полной мере сохраняется физический слух. Зачастую они страдают гиперакузией - излишней чувствительностью к звукам, которые безразличны для окружающих (шуршанию, скрипу).

Собственная речевая активность у ребенка с сенсорной алалией повышена. Но речь при этом представляет собой набор бессмысленных звуков и обрывков слов. Зачастую вместо ответа на вопрос ребенок с сенсорной алалией повторяет сам вопрос, т.е. чужие слова. В этом случае налицо так называемая эхолалия. В целом же речь при сенсорной алалии лишена смысла, она бессвязна и непонятна для окружающих. Имеет место так называемая логорея или «словесный салат». Кроме того, в речи детей с сенсорной алалией присутствуют пропуски слогов (элизии), навязчивые повторения звуков и слогов (персеверации), объединение частей двух слов друг с другом (контаминации), звуковые замены (парафазии). При этом дети с сенсорной алалией весьма терпимо относятся к собственной речи, такое нарушение не мешает им общаться, ведь для этого они используют жесты и мимику.

В случае грубой формы сенсорной алалии понимание речи со стороны ребенка полностью отсутствует, но в других случаях зависит от ситуации. Но даже если ребенку понятен смысл фразы, то стоит поменять порядок слов в предложении, словоформу или темп речи, как понимание теряется. Зачастую, чтобы осмыслить речь, ребенку с сенсорной алалией приходится «читать» с губ говорящего. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут произнести сами, и чтобы осмыслить речь, им нужно произнести слова. При других обстоятельствах понимание у них отсутствует.

Недостаточность фонематического слуха приводит к тому, что ребенок с сенсорной алалией не различает слова, имеющие разный смысл, но близкие по звучанию, а также не может соотнести произносимое или слышимое слово с тем или иным явлением или предметом.

Грубое искажение развития речи также может приводить к вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Но категорических выводов все же делать не стоит. За умственное отставание при сенсорной алалии можно легко принять непонимание ребенком речевого задания.

Что касается психологических особенностей детей с сенсорной алалией, то для них характерны повышенная отвлекаемость, трудности с удержанием внимания, неустойчивость памяти и слухового восприятия. У таких детей может отмечаться хаотичность поведения, импульсивность или, наоборот, замкнутость и инертность. Сенсорная алалия в чистом виде встречается довольно редко. Чаще всего имеет место смешанная сенсомоторная форма, что подтверждает функциональную связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Обследование детей с алалией

В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца - лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.

Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.

Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.

Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка. При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.

Коррекция алалии

Для детей, у которых диагностирована алалия, лечение заключается в грамотной и постепенной коррекции речевых навыков ребенка. Необходимую помощь они получают в специализированных ДОУ, коррекционных центрах, стационарах, санаториях.

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики - ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

При сенсорной алалии, в первую очередь, ставится задача научиться различать неречевые и речевые звуки, дифференцировать слова, соотносить их с конкретными предметами и действиями, понимать фразы и речевые инструкции, овладеть грамматическим строем речи. Затем по мере накопления словарного запаса, формирования фонематического восприятия и тонких акустических дифференцировок можно переходить к развитию собственной речи малыша.

Прогноз и профилактика алалии

Результат коррекционной работы при алалии зависит от многих факторов. В частности, залогом успеха являются раннее начало коррекции (с 3-4 лет), комплексный характер, воздействие на все компоненты речи. Непременным условием успешной коррекции алалии является то, что формирование речевых процессов должно осуществляться в единстве всех психических функций. Для ребенка с моторной алалией прогноз более благоприятный. При сенсорной и сенсомоторной алалии - скорее неопределенный. На прогноз в значительной мере влияет и степень органического поражения головного мозга. В дальнейшем у детей с алалией в процессе школьного обучения могут наблюдаться различные нарушения письменной речи. Важно помнить, что коррекционная работа при алалии позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности.

Что касается профилактики алалии, то для ее предупреждения необходимо обеспечить благоприятное протекание беременности и родов, а также раннее физическое развитие ребенка.

Сенсорная алалия - это отсутствие или недоразвитие экспрессивной речи, когда нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов. Несмотря на хороший физический слух и сохранные способности к воспроизводству речи, ребенок не понимает, что ему говорят окружающие. Это тот случай, когда человек несет чушь, говорит все подряд и не по теме.

И хотя проблема сенсорной алалии до сих пор дискуссионна, некоторые исследователи отрицают ее как самостоятельное речевое нарушение. Отечественная логопедия выделяет ее в отдельное речевое нарушение, но отмечает, что сенсорная алалия часто носит смешанный характер и входит в структуру дефекта при раннем детском аутизме (РДА), умственной отсталости (УО), при моторной алалии . В причинах и симптомах данного заболевания разберемся подробно.

Причины сенсорной алалии

При сенсорной алалии наблюдается органическое поражение головного мозга. Точнее сказать, тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца рече-слухового анализатора в клетках верхне-височной извилины (петля Гешля) в зоне Вернике, в которой происходит первичный анализ речевых звуков.

Вследствие органического поражения мозга у ребенка не развивается фонематический слух, он не различает отдельные звуки речи, не воспринимает слово целиком, снижается способность к восприятию своей и чужой речи . Также отмечается дефицит анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, поэтому не формируется связь между звуковым образом, предметом и действием. Ребенок слышит хорошо, но обращенную речь не понимает. Сбой идет в воспринимающем механизме речи, так как сигналы возникшего возбуждения не поступают в другие анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток.

Симптомы сенсорной алалии

Ребенка с сенсорной алалией можно узнать сразу, если вы спросите:

Как тебя зовут?

Как тебя зовут, - услышите в ответ.

Это называется эхолалия , когда собеседник как эхо повторяет все, что ему сказали. Пассивное повторение отдельных слов, словосочетаний, фраз без понимания смысла сказанного. В моей практике был такой ребенок, который, приходя на занятия, цитировал дикторов телевидения: «А сейчас поговорим о погоде, в Москве сегодня облачно, возможен дождь…Внимание, «Голос» на первом…Не забудьте позвонить родителям и т.д.» Ребенок играл при включенном телевизоре и запомнил часть услышанной информации. Запомнить то запомнил, а что запомнил, так и не понял.

На фоне хорошего слухового восприятия у части детей выявляется логорея . Речь похожа на «словесный салат», где намешаны понятные и непонятные слова, перепутаны слоги, напридуманы новые бессмысленные слова, имеют место персеверации - застревание на одном слоге или слове, контаминации - объединение различных слов в одно. Но к своей речи такие дети относятся некритично.

Степени понимания речи у разных детей различны. В тяжелых случаях у ребенка совсем отсутствует понимание речи окружающих, он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям, в более легких - понимание речи носит ситуативный характер. Малыш хорошо понимает отдельные слова, но теряет способность к их пониманию на фоне длинного высказывания. Некоторые дети понимают смысл фразы, но не изолированных слов, часто понимают высказывание только в определенном контексте. При изменении формы слов, их порядка в предложении, при изменении просодических компонентов понимание знакомых слов вдруг исчезает. Есть и такие дети, которые понимают лишь то, что можно проговорить самим. Такие дети похожи на аутистов или тугоухих.

По данным исследований 30 % детей с сенсорной алалией имеют нарушения физического слуха, которые мешают развиваться. У оставшихся 70 % детей слух в норме. Проверка слуха у детей с этим диагнозом затруднена. Специальная аппаратура фиксирует слуховую неустойчивость , сигналы одинаковой громкости и частоты то воспринимаются ребенком, то нет. Отмечается замедленность и неустойчивость слухового внимания, его зависимость от частей суток. Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности. Дети быстро утомляются от звуковых раздражителей, отвлекаются, теряют интерес к занятиям.

Нередко сенсорные алалики страдают гиперакузией - повышенной чувствительностью к неречевым звукам, например, к звукам музыкальных инструментов или шуршанию бумаги. На некоторые звуки дети дают болезненную реакцию, например, когда включают музыку, они становятся беспокойны, кричат, плачут, затыкают уши. Сверхсильные раздражители вызывают охранительное торможение, недоразвитые клетки впадают в состояние функциональной блокады и выключаются из деятельности. Часть детей музыкальны, пластичны, но избирательны к музыке.

Кроме того при сенсорной алалии страдает фонематическое восприятие , ребенок не может отличить слова сходные по звучанию, соотнести слово с предметом. Даже при легкой степени сенсорной алалии для запоминания новых слов ребенку необходимо 20-25 повторений, то есть грубо нарушены функции памяти. Спонтанно он может повторить отдельные слова и фразы, а при многократном их повторении может даже образовать связи между предметами и их названиями, но потенциал ограничен. Речь скорее механическая, неосознанная.

Специфично и состояние голоса . У большинства сенсорных алаликов голос звонкий, интонированный с различными модуляциями, но наблюдаются многочисленные ошибки ударения, звуковые замены, искажения, которые носят нефиксированный характер. На всех этапах развития у ребенка отмечаются колебания слухового внимания и восприятия. Некоторые дети двигательно беспокойны , суетливы , быстро утомляются, имеются трудности в поведении, сложности включения и удержания внимания. При общении могут пользоваться жестами, мимикой , хорошо реагируют на интонацию , повышение и понижение голоса.

При наличии собственной речи сенсорные алалики могут говорить легко, плавно, без напряжения, но при этом всегда страдает подбор слов , построение предложения, точность выражения мысли. Собственная речевая продукция долго остается вне их контроля. На фоне грубого искажения речи возникают вторичные дефекты: нарушение личности, задержка психического и интеллектуального развития, расстройство поведения, умственная отсталость.

Диагностика сенсорной алалии

Постановка диагноза «сенсорная алалия» не обойдется без участия психоневролога, отоларинголога, нейропсихолога и логопеда. Неврологическое обследование включает в себя ЭЭГ, рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, МРТ головного мозга с целью определения степени и характера повреждения функций головного мозга. Отоларинголог должен отграничить сенсорную алалию от тугоухости с помощью проведения аудиометрии, отоскопии и других исследований функции слуха. Нейропсихолог диагностирует слухоречевую память.

Только после медицинского заключения, свое обследование начинает логопед, первоначально выясняя перинатальный и постнатальный анамнез. Логопедическое заключение основывается на особенностях раннего речевого и сенсорного развития ребенка. Тщательно обследуется понимание речи с использованием картинок, предметов. Ребенка просят выполнить несложные действия: положи карандаш на тетрадь, под тетрадь, тетрадь на карандаш и т.п. Обследование импрессивной речи основывается на установление связи между словом и предметом, словом и действием. Диагностика проходит по принципу наблюдения за ребенком, что он говорит, насколько правильно выстраивает грамматические конструкции.

Цель дифференциальной диагностики сенсорной алалии - отграничить ее от тугоухости , при которой ребенок хорошо понимает речь, от аутизма и олигофрении.

Такое заболевание как сенсорная алалия требует неоднократного общения и наблюдения за ребенком, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут проявлять себя каждый раз по-новому, то демонстрируя неплохое понимание речи и выполнение инструкций, то полный отказ от общения.

Учитывая сложности в поведении такого ребенка, его непостоянство, непоседливость, раздражительность, капризность, непредсказуемость, хаотичность, а порой и истеричность, коррекционная работа с алаликом предстоит долгая, непростая и многоуровневая. Но об этом поговорим в следующем материале.

Остались вопросы? Задайте их логопеду . Онлайн. Бесплатно.

Алалия - полное отсутствие либо несформированность речи, обусловленное нарушением области головного мозга, отвечающей за функцию речи

Нарушение в работе речевой зоны может произойти как внутри утробы матери, так и в течение первых трех лет жизни. Недоразвитость речи при алалии обладает системным характером, что приводит к нарушению фонетико-фонематического и лексико-грамматического речевого элемента.

При данной патологии замечено более позднее возникновение речевой реакции, а также бедный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение частей слогов, произношение и фонематические процессы.

Для детей с алалией существует необходимость провести обследования в области неврологии и логопедии. На протяжении психолого-медико-педагогического влияния требуется медикаментозное лечение, вырабатывание правильного психического функционирования лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Рассматриваемая патология может быть диагностирована у 1% детей дошкольного возраста и у 0,2-0,6% школьников.
Частота проявления среди мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек. Данное расстройство - клинический диагноз, который соответствует общему недоразвитию речи (ОНР) в логопедии.

Причины

Причины для проявления болезни весьма многообразны и оказывают воздействие на ранних этапах онтогенеза.

  1. Антенатальный период может проходить с поражением области в головном мозге, отвечающей за речевую функцию по причине гипоксии плода, инфицирования внутри утробы, угрозы случайного прерывания беременности, травмирования плода во время падения, токсикоза, хронической соматической болезни.
  2. Тяжелое протекание беременности приводит к осложнению родовых процессов и перинатальным патологиям. Недуг иногда является следствием расстройства дыхательных функций новорожденного, недоношенности, родовых внутричерепных травм, полученных в процессе длительных либо скоротечных родов и в результате использования акушерских инструментов.
  3. К факторам развития, которые могут влиять на протяжении первых лет жизни детей, стоит отнести энцефалит, ЧМТ, менингит, соматические болезни, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Многими исследователями упоминается наследственная либо семейная предрасположенность.

Анамнез содержит комплекс факторов, которые могут привести к ММД (минимальная мозговая дисфункция). При органических повреждениях в головном мозге возникает снижение скорости созревания нервной клетки, которая в итоге остается на стадии нейробласт.

Подобный процесс протекает совместно со снижением возбудимости нейронов, истощением мозговых клеток и инертностью базовых нервных процессов.

Группа риска и меры профилактики

Актуально рассмотреть следующие ситуации, когда будущая мать входит в группу риска:

  • инфекционная и соматическая болезнь в процессе беременности;
  • женщины с анемией беременности, при которой ребенок получает недостаточно кислорода и прочих важных питательных элементов;
  • инфекции вирусного характера на раннем этапе беременности;
  • женщины, у которых тяжело протекали роды;
  • очень быстрые роды;
  • долгий безводный период;
  • женщины с узким тазом.

Как минимизировать риски?

  1. Важным фактором является запланированная беременность. Даже в тех случаях, когда здоровье считается идеальным, требуется подготовка к беременности (поддержание в норме гемоглобина и артериального давление, а также санирование инфекции). В процессе беременности необходимо избегать людей, болеющих инфекционным заболеванием, питание должно быть полноценным и разнообразным.
  2. Кормление грудью должно продлиться как можно дольше.
  3. Существенным фактором является защита ребенка от инфекций.
  4. Не стоит пропускать приемы педиатра и узких специалистов. Необходимо соблюдать советы врачей, поскольку своевременное лечение способно существенно снизить пагубное влияние заболевания.

Алалия у детей симптомы в зависимости от классификации

На данный момент логопедия использует классификацию по В.А. Ковшикову, в соответствии с которой выделяется:

  • моторная форма или экспрессивная;
  • сенсорная алалия или импрессивная;
  • комбинированная (сенсомоторная) с преобладанием одного из предыдущих типов.

Моторная форма проявляется по причине ранних органических повреждений в корковом отделе речедвигательного анализатора. В подобном варианте не может развиться своя речь, но воспринимается речь других людей.

  1. Если повреждения коснулись посцентральных извилин, развивается афферентная моторная алалия, прогрессирование которой сопровождает кинестетическая артикуляторная апраксия.
  2. Если поражение затронуло премоторную кору, то развивается эфферентная моторная алалия. Ее протекание проходит на фоне кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная форма патологии может возникнуть в случаях, когда повреждается корковый отдел речеслухового анализа. Нарушения касаются высшего коркового анализа вместе с синтезом речевых звуков. В подобном случае физический слух сохраняется, но понимание становится невозможным.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия обладает типичным неречевым и речевым проявлением.

  1. Наблюдаются проблемы с двигательными функциями в виде неловких движений, плохой координации и слабой моторики пальцев на руках.
  2. Сложности с изучением умений самообслуживания, например шнуровка ботинок.
  3. При рассмотрении психологических аспектов среди детей, у которых наблюдается моторная алалия, проявляется нарушение в эмоционально-волевой характеристике, внимании, а также восприятии.
  4. Дети, в зависимости от поведенческих особенностей, могут обладать гиперактивностью, расторможенностью, а также малоподвижностью либо заторможенностью.
  5. Большая часть детей обладает сниженной работоспособностью, высокой утомляемостью и негативизмом относительно речи.
  6. Ущерб интеллекту у детей с алалией наносится по причине нехватки речевой активности. В процессе речевого развития данный недостаток будет постепенно компенсироваться.
  7. Наблюдается сохранение функции восприятия и понимания речи на фоне грубых отклонений или неразвития собственной речи у ребенка.
  8. С запозданием протекает каждый из этапов развития речевого навыка, при этом наблюдается существенное редуцирование самих речевых реакций.
  9. Наблюдается грубое нарушение звукопроизношения, несмотря на доступность любого артикулярного движения для ребенка, у которого проявляется афферентная моторная форма патологии.
  10. Основной речевой дефект - неспособность выполнить последовательно серию артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением словесной структуры.
  11. Динамический речевой стереотип не сформирован, что способно приводить к возникновению заикания.
  12. Наблюдается скудность словарного запаса относительно возрастных норм. Новое слово плохо усваивается, активный словарь наполнен основной обиходной терминологией.
  13. Последствием низкого словарного запаса является плохое понимание словесных значений, их неправильное применение, замена на схожие по семантике и звучанию слова.
  14. В словаре полностью преобладают существительные.
  15. Фразы состоят из элементарных предложений. Ребенку не удается в правильном порядке излагать события и выделять основные либо вспомогательные элементы. Возникают трудности в процессе передачи событий.
  16. Сложные формы приводят к тому, что ребенок может только подражать звукам, произнося лепетом слова и сопровождая их высокоактивным жестикулированием или мимикой.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия преимущественно проявляется нарушением понимания и осознания смысла фраз.

  1. Ребенок сохраняет физический слух, поэтому он может страдать высокой восприимчивостью к разного рода звукам.
  2. Среди детей, у которых проявилась сенсорная алалия, завышена активность речи на фоне нарушения слухового восприятия. В то же время речь бессвязна и представляет собой наборы звуков со словесными обрывками.
  3. В разговоре может присутствовать навязчивые повторы либо проскальзывание неожиданных звуков, а также соединение частей различных слов. Общение происходит при помощи мимики и жестикуляции.
  4. Сложные формы протекают с полным отсутствием речевого понимания, в ином случае обладает ситуативным характером. В других случаях ребенок понимает фразы в некоторых контекстах, но после смены формы слова либо построения фразы восприятие может исчезнуть.
  5. Недостаточный фонематический слух, приводящий к невозможности различать паронимы.
  6. Существенные проблемы при речевом развитии негативно сказываются на личностных и поведенческих характеристиках, развитие интеллекта задерживается.
  7. Дети с трудом включают и удерживают внимание, рассеяны и быстро утомляются.
  8. Возможно проявление импульсивности, беспорядочности в действиях или же инертность совместно с замкнутостью.

Сенсорная разновидность в чистой форме является очень редким явлением. Чаще всего проявляется сенсомоторная.

Диагностика

Детям с алалией требуется консультирование в детской неврологии, оториноларингологии, логопедии и психологии.

  1. Обследование у невролога понадобится, чтобы выявить и оценить повреждения головного мозга.
  2. Чтобы исключить тугоухость требуется провести исследования слуховых функций.
  3. Для изучения состояния слухоречевой памяти требуется провести нейропсихологическую диагностику.
  4. Логопед поможет выяснить перинатальный анамнез, а также характер развития патологии. Важно уделить особое внимание срокам развития психомоторики и речевой функции.
  5. Требуется также анализировать устную речь, проводя диагностику в соответствие со схемой ОНР.
  6. Дифференциальное обследование проводят с ЗРР, тугоухостью, дизартрией, олигофренией и аутизмом.

Коррекционное воздействие

Независимо от вида болезни, проводится комплексная коррекция. Ребенку с алалией предоставляется помощь в специальных учреждениях.

Должна проходить работа с речевыми функциями на фоне медикаментозного лечения, которое направлено на ускорение созревания структуры головного мозга. Важную роль играет развитие общей моторики рук, а также психической функции, например, мышления, памяти, внимания.

Поскольку нарушение обладает системным характером, коррекцию расстройства ведут по всем речевым фронтам. Если у ребенка моторная форма болезни, необходимо стимулировать активность речевой функции, вести работу по наполнению не только активного, но и пассивного словаря. Требуется также развивать связную речь вместе с произношением. В логопедические занятия должна входить логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной форме патологии ставят цель по овладению звуками различного характера, а также словесной дифференциацией. В процессе пополнения словаря и формирования фонематического восприятия станет возможно развитие речевой функции.

Семинар на тему: «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой ТН.

Алалия у детей – недоразвитость либо полное отсутствие речи у ребенка по причине поражения участка мозга, отвечающего за ее развитие. Необходимо, правильно диагностировать заболевание – алалию путают с отсутствием слуха или с отставанием в умственном развитии. В первом случае ребенок должен реагировать на звуки, а во втором – понимать речь взрослых людей, но не иметь способности к речи. По статистике, заболеванием страдает около 0,1 % населения. Мальчики подвержены заболеванию в два раза чаще девочек.

Причины возникновения болезни

Порок возникает во время внутриутробного развития плода, при родах или в раннем возрасте. Причинами развития заболевания во время беременности могут стать многие факторы:

  • хронические болезни матери;
  • интоксикации;
  • инфекционные заболевания родителей;
  • травмы плода;
  • нарушение кровообращения;
  • гипоксия плода;
  • курение и алкоголизм родителей.

При неблагоприятном течении родов возможны травмы мозга ребенка, способные привести к развитию заболевания:

  • при слабой родовой деятельности;
  • при обвитии пуповиной шеи ребенка;
  • при родовой травме.

В первый год жизни здоровье ребенка сильно уязвимо. Тяжелые заболевания, перенесенные в этот ответственный период, могут иметь серьезные последствия, в том числе и развитие алалии:

  • менинго-энцефалит;
  • краснуха;
  • голодание;
  • травмы головы;
  • простудные заболевания с осложнениями.

Симптомы заболевания

Для постановки правильного диагноза необходимо понимать, что заболевание может проявляться в одной из двух форм. Симптомы заболевания зависят от того, какая именно часть мозга была поражена.

При травмировании лобно-теменной части может развиться моторная форма болезни, при поражении височной части мозга характерна сенсорная алалия.

Если патология характерна для обоих частей, то можно говорить о наиболее тяжелой форме – смешанной.

Признаки моторной алалии

При моторной форме болезни ребенок понимает обращенную к нему речь. Трудности возникают при попытке ответить на вопрос или выразить свои мысли и пожелания.

В легкой форме заболевания ребенок заменяет сложные словоформы более простыми, иногда нарушена связь слов в предложении, присутствуют грубые грамматические ошибки.

В тяжелой форме речь ребенка труднопонимаема, он стремиться помочь себе активной мимикой и жестикуляцией.

Признаки заболевания начинают проявляться в совсем раннем возрасте. Должны настораживать следующие симптомы:

  • отсутствуют гуление и попытки произношения слов в первый год жизни;
  • нарушение мелкой моторики;
  • невозможность сосредоточить на чем-либо внимание;
  • путание падежей и склонений;
  • активная жестикуляция;
  • отсутствие памяти.

Родителей должны обратить на ребенка внимание специалистов, если для его речи характерны следующие признаки:

  • трудности с ответом на поставленный вопрос;
  • проглатывание окончаний;
  • лепет;
  • слишком громкое произношение;
  • неверное произношение знакомых слов;
  • нарушение письменной речи.

Такие нарушения могут говорить о наличии заболевания. Помимо этого, для ребенка характерны:

  • отсутствие внимания,
  • гиперактивность либо заторможенность,
  • раздражительность,
  • нежелание пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний,
  • нарушение мелких движений.

Сенсорная патология

Данная форма болезни встречается значительно реже. Для нее типично неправильное восприятие ребенком обращенной к нему речи при отсутствии нарушений со стороны слухового аппарата.

Нарушается способность понять смысл вопроса и отличить похожие по звучанию слова. Данная форма часто сопровождается задержкой в развитии. Дети с такой формой болезни не имеют задержек с гулением и лепетом в первый год жизни.

Для ребенка характерны:

  • совершенно невнятная речь;
  • повторение слов за другими людьми;
  • пропуски слогов;
  • соединение разных слов по отдельным слогам;
  • невозможность сопоставить предмет и его название;
  • непрерывной поток бессвязной речи.

Смешанный вид

При такой форме заболевания часто речь полностью отсутствует. Ребенок не в силах понять речь, не может ее распознать и ответить на вопросы.

Возможны легкие формы со скудным словарным запасом и плохим пониманием чужой речи и тяжелые формы с полным отсутствием речи.

Методы лечения

При подтверждении диагноза болезнь необходимо начать лечить как можно раньше. Успех лечения зависит от тяжести заболевания и усилий, направленных на то, чтобы вернуть ребенка к нормальной социальной жизни.

Различают несколько направлений в лечении:

  • логопедические упражнения;
  • логопедический массаж;
  • физиопроцедуры;
  • лечение лекарственными препаратами;
  • микротоковая рефлексотерапия.

Лечебные упражнения

Занятия с логопедом могут быть как индивидуальные, так и проводится в спецшколе. Положительный эффект может быть достигнут лишь при систематическом, долговременном лечении.

Логопед учит ребенка произносить отдельные слоги и слова и распознавать речь по звучанию. Рекомендуется делать гимнастику для языка, подолгу произнося звуки и добиваясь правильного звучания.

Необходимо показывать ребенку картинки с различными изображениями и научить связывать предмет с определенным звучанием слова.

По мере достижения прогресса, ребенку показывают изображение предмета и просят назвать его, а также показать и озвучить отдельные элементы. При определенных успехах необходимо делать акцент на правильных окончаниях слов, падежах и склонениях.

Развить навыки речи помогают занятие по мелкой моторике. Следует в игровой форме давать ребенку задание, требующее сосредоточенного, тщательного исполнения. Идеально подходят для этих целей рисование, лепка, вырезание, складывание, собирание матрешек и конструкторы.

Успех во многом зависит от того, как часто будут заниматься с ребенком дома. Одним занятий с логопедом будет недостаточно.

Необходимо ежедневно разучивать новые слова, пытаться отвечать на поставленные вопросы, соотносить картинку со словом.

Ребенку следует озвучивать свои действия, постепенно выдавая все более развернутые предложения.

Логопедический массаж

При алалии активно используется логопедический массаж. Он направлен на развитие отдельных мышц в ротовой полости, ответственных за правильное произношение.

Массаж проводится при помощи рук либо специального зонда. На состоятельность речевых мышц хорошо повлияют специальные упражнения: поднять язык к небу и удерживать его в этом положении, вытянуть губы трубочкой, совершать языком круговые движения во рту.

Физиотерапевтические процедуры

Физиотерапевтическое лечение должно проводиться определенными курсами. К логопедическим занятиям добавляются процедуры:

  • водолечение;
  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия.

Медикаментозная терапия

Рацион питания больного ребенка должен быть сбалансированным и разнообразным. В обязательном порядке в ежедневном меню должны присутствовать животные и растительные белки, углеводы, свежие фрукты и овощи.

В рацион необходимо включать продукты, богатые витаминами и минералами.

Дополнительно ребенку прописывают прием витамина В12, В15. Применяют ноотропную терапию:препараты для улучшения кровоснабжения мозга (Гаммалон, Цераксон, Когитум, Кортексин).

Рефлексотерапия

Одним из современных методов лечения алалии является электро-рефлексотерапия. При помощи электрических импульсов стимулируются участки мозга, ответственные за образование и распознавание речи.

В результате лечения образуются новые нервные связи, что облегчает процесс обучения. Такой метод терапии может применяться только к детям старше 9 лет.

Продолжительность и частота курсов назначаются в зависимости от тяжести заболевания и возраста ребенка.

Возможные осложнения

У детей с данным заболеванием может появиться нарушение письменной речи. Особенно это характерно для моторной форме болезни.

Часто у детей возникают проблемы с чтением текста вслух, причем затруднения могут возникать со знакомыми словами, правильно произносимыми в обычной речи.

Осложнением алалии может стать заикание. Оно проявляется в раннем возрасте, при приобретении навыков устной речи.

В последнее время заикание детей с алалией стало наблюдаться значительно реже. Это связано с развитием более ранней диагностики болезни.

Профилактические меры

Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить. Тем более это относится к такой трудно поддающейся лечению болезни, как алалия.

Мамам и женщинам, только готовящимся испытать радость материнства можно дать следующие советы:

Успех в лечении алалии зависит от многих факторов. Решающую роль играет степень поражения мозга. Даже при серьезной форме болезни лечение следует начать сразу после постановки диагноза.

Терапия должна быть комплексной и обязательно сопровождаться домашними занятиями. Упражнения следует выбирать интересные и разнообразные для поддержания интереса ребенка.

С помощью лечения возможно значительно улучшить состояние. Нередко бывает, что при правильном подходе и ранней диагностике ребенок к школьному возрасту догоняет своих сверстников и учится в обычном классе.

Как распознать алалию и не спутать ее с обыкновенной задержкой речью и другими подобными патологиями? Посмотрите предлагаемый видеосюжет, подготовленный «Маминой школой».