Педагогические теории, системы, технологии.
В учебнике раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах общего и дополнительного образования. В качестве примеров используются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.
Возникновение педагогики как науки.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преобразует самого себя, имеет принципиальное значение. Но он не отрицает всей важности процесса передачи старшими поколениями и усвоения новыми поколениями социального опыта человечества. Преобразование действительности невозможно без знакомства со всем тем, что уже познано и создано человечеством, без освоения богатства накопленной культуры.
Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие - младшим, более опытные - менее опытным и т.д.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 2
Раздел I ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 3
Глава 1 ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ 3
Глава 2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ 13
Глава 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ 21
Глава 4 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 33
Глава 5 ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ 50
Раздел II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 63
Глава 6 ОБУЧЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 63
Глава 7 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ 81
Глава 8 ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 92
Глава 9 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 97
Глава 10 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 111
Глава 11 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 125
Глава 12 ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ 135
Глава 13 СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ 145
Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 162
Глава 14 ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 162
Глава 15 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 165
Глава 16 РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 179
Глава 17 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 190
Глава 18 ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 205
Раздел IV ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 219
Глава 19 СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 219
Глава 20 ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 230
Раздел V СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 245
Глава 21 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 245
Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ 249
Глава 23 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 259
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 279.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика, Педагогические теории, системы технологии, Смирнов С.А., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
В учебнике раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах общего и дополнительного образования. В качестве примеров используются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.
Раздел II. Теоретические основы обучения
Глава 6. Обучение как составная часть
педагогического процесса
Глава 7. Содержание образования как средство
обучения и фактор развития
Глава 8. Эволюция методов обучения и их классификация
Глава 9. Методы обучения
Глава 10. Формы организации обучения
Глава 11.Средства обучения
Глава 12.Технологии в обучении
Глава 13. Системы развивающего обучения, используемые в школе
Раздел III. Теоретические основы воспитания
Глава 14. Воспитание как часть педагогического процесса
Глава 15. Методы воспитания
Глава 16. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка
Глава 17. Воспитательная работа классного руководителя
Глава 18.Внеклассная воспитательная работа в школе
Раздел IV. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования
Глава 19. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях
Глава 20. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте
Раздел V. Система образования в России и перспективы ее развития
Глава 21. Характеристика системы
образования в России
Глава 22. Инновации и реформы в современной
российской школе в 80-90-х годах
Глава 23. Основы управления
общеобразовательным учреждением
Предметный указатель
Предисловие
Дорогие коллеги! Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучать. Это значит, что вы готовитесь стать Учителем. Авторы этой книги надеются, что трудности обучения будут вами успешно преодолены и в скором будущем вы придете в детский сад или в школу в новом качестве.
Профессия Учителя – самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и в конечном счете Будущее своего ученика.
Постарайтесь сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого. Организуя обучение и воспитательный процесс, развивайте эти особенности, научите детей ничего не бояться и помогите им сформировать и ощутить в себе личность. Это станет возможным, если вы научитесь не только слышать все, что говорят, и видеть все, что делают ваши маленькие ученики, но и понимать их чувства и переживания. Помните, что главное – научиться чувствовать состояние ребенка и понимать причины такого состояния.
Не менее важная задача – помочь ребенку освоиться с окружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо буквально во всем. Каждый ваш урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интригующие ощущения. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Не обманывайте их ожидания – старайтесь поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Интерес ученика – важнейшее условие достижения успеха в обучении и воспитании, а следовательно, и вашего успеха как профессионала.
Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко распознать – достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса к организуемой педагогом деятельности – вот основные показатели высокого мастерства учителя. Однако этому, к сожалению, не научит ни один учебник, это придется вам осваивать самостоятельно. Главное, как это часто бывает в жизни, остается «за кадром».
Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда воспитанники детского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя, который ее творит, – Мастером.
Путь к мастерству непрост, но он наполняет смыслом всю человеческую жизнь. Желаем вам пройти этот путь и ощутить радость и счастье совместных успехов. Совместных, потому что в педагогике успех может быть только общим – талантливого учителя и талантливых учеников.
В добрый путь!
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Удмуртский Государственный Университет
Курсовая работа по предмету:
Педагогические теории, системы, технологии
Выполнил: Принял:
Студент группы 17-31
Люкшин А. А.
Ижевск 1999
… Нам осталось менее десяти лет до конца столетия. И сейчас целые народы, может быть все человечество в целом, пытаются осознать кошмар этого столетия (тоталитаризм, мировые войны, экологическое безумие, этическая деградация и т.д., и т.п.), пытаются, как бы очнуться от его ужасов, стряхнуть их с себя и придти к чему-то новому. Наивно было бы думать, что силы, вызывавшие все это, более не действуют. Эти силы, коренящиеся в нашем сознании, весьма активны—и вспышки чудовищного национализма или же безудержной политической агрессивности суть лишь некоторые из их проявлений. Но можно почувствовать, что появляются и новые, нежданные и свежие силы. С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы». Современная антропософия, в своем живом и постоянно обновляющемся существе, имеет глубокую внутреннюю связь с этим духом Свободы конца столетия.
А Пинский.
Введение
Свободная школа — требование современности. Опыт, полученный в нашем столетии в условиях различных политических систем, остро ставит вопрос о роли школы и воспитания в современном обществе. Школа, содержание и методы преподавания которой определяются государством, часто ставилась на службу тоталитарным режимам. Но и при демократии в государственных школах педагогическая ориентация зависит от господствующих политических направлений. Школа, находящаяся под влиянием политических или экономических интересов, хотя и может направить развитие человека по определенному руслу, но способна лишь в ограниченной степени учесть собственные условия и законы этого развития. Таким образом, школа, находящаяся под управлением государства, в исторических условиях нашего столетия стала весьма проблематичной структурой.
Это относится к государственным школам и в демократическом государстве. И здесь царят деформирующие влияния, возникающие в результате слияния роли государственного служащего и воспитателя. Как можно воспитать молодежь в духе свободы и ответственности, если школа с помощью своей бюрократической структуры управляет учителями через различные инструкции и мелочно опекает их в их педагогической деятельности?
Создание независимых от государства, свободных школ чрезвычайно актуально. Но преобразование школьной системы от срощенной с государством в свободную требует большего, чем просто отказ от государственного управления и его бюрократии. Оно требует создания педагогики, ориентированной на человека. Свободная школа была бы лишь туловищем без головы, если бы она сохранила старое содержание и старые методы преподавания, принятые в государственных школах, старые формы подготовки учителей
Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы.
Вальдорфские школы своим примером показывают, что преподавание и воспитание могут развиваться в смысле всестороннего образования человека, только если школа является свободной и самоуправляемой. В 1919г. Рудольф Штейнер писал: «Здоровые отношения между школой и социальным организмом возможны лишь тогда, когда в последний постоянно вливаются люди с задатками, сформировавшимися через ничем не скованное развитие. Это произойдет, если школа и система образования будут поставлены на базу самоуправления внутри социального организма. Государственная и хозяйственная жизнь должны принимать в себя людей, образованных в сфере свободной духовной жизни; но они не должны предписывать ход обучения, согласно своим потребностям. То, что человеку необходимо знать и уметь в определенном возрасте, должно определяться только его природой. Государство и экономика должны быть сформированы в соответствии с требованиями человеческой природы".
В идеале свободной системы образования лежит намерение построить цивилизацию на таком образовании человека, которое будет освобождено от чуждых его сути ограничений. В школьной системе, управляемой государством, учитель стоит в основании иерархии. Его труд в значительном объеме определяется инструкцией, а не пониманием и инициативой. Предписания, которым он должен следовать, составляются, как правило, людьми, которые не видели и не знают конкретных детей. Они направляют преподавание на основе либо устаревших знаний, либо исходя из педагогической теории.
Передача школы во власть государственного управления была в прошлом необходимым шагом. С образованием первой вальдорфской школы был сделан следующий шаг. Преподавание и воспитание были поставлены на фундамент, позволяющий учителю действовать на основе понимания сущности подрастающего ребенка с полной ответственностью и инициативой. К внутренним условиям жизни вальдорфской школы относится то, что работающие в ней учителя должны постоянно расширять свое понимание человека; живое конкретное познание человека должно быть источником преподавания.
В целом для работы в вальдорфских школах важно как можно более разностороннее сотрудничество родителей и учителей. Только истинная кооперация может преодолеть изоляцию между родительским домом и школой и обеспечить участие родителей в жизни и развитии школы. Эта кооперация выражается в различных формах и на различных уровнях. Родители и учителя отдельных классов много раз встречаются в течение школьного года на классных родительских вечерах. Здесь учителя рассказывают о классе и обучении по различным предметам, чтобы родители имели представление о содержании преподавания, педагогических взглядах и учебе класса, а также об отдельных учениках. Наряду с посещениями семей классным учителем, классные родительские вечера являются местом встреч родителей и учителей, объединенных общей заинтересованностью в воспитании детей. Большинство вальдорфских школ устраивают для родителей общешкольные вечера и доклады по самым разным темам — от специфических задач школы (новое строительство, расширение учебного плана и пр.) до общих вопросов педагогики. При этом почти во всех вальдорфских школах предлагаются разнообразные курсы для родителей: курс по специальным педагогическим вопросам, курс по искусству (например, живопись, лепка и эвритмия), курс по практическому рукоделию и ремеслу. Таким образом, школы становятся центрами образования.
Часть инициатив в жизни вальдорфской школы исходит от родителей или совместного совета родителей и учителей. В вальдорфских школах существуют органы консультаций и инициатив («Родительско—учительский совет», «Родительско— учительский круг», «Круг доверия родителей»), в которых обсуждаются наиболее важные вопросы жизни и развития школы. Таким образом родители участвуют в делах школы. Интерес родителей к жизни школы сильно возрос за последние десять лет. Во многих местах образование вальдорфских школ связано с активной и поистине жертвенной деятельностью родительских групп.
Вальдорфские школы всегда являются плодами сотрудничества учителей и родителей. Такое сотрудничество, возможно, только если коллектив учителей свободен от ограничений бюрократической школьной администрации и способен принимать независимые решения. И как каждое отдельное школьное сообщество создаст свои индивидуальные формы сотрудничества между родителями и учителями, так же оно развивает и соответствующие формы участия учеников старших классов в жизни школы.
Вальдорфские школы являются общеобразовательными (едиными) школами. Но по сравнению с появившимися гораздо позже интегрированными комплексными школами имеются принципиальные различия. 0бщим является цель — преодолеть царящие в традиционной школьной системе антипедагогическую и антисоциальную селекцию и создать равные условия для учеников с различными способностями и социальным происхождением. Однако интегрированная комплексная школа основана, как и школы старого типа, на примате интеллектуальной учебы Содержание и методы в принципе остались прежние.
В отличие от этого, вальдорфская школа основана на глубоком знании законов развития ребенка. Ориентация образования на так называемые интеллектуальные функции рассматривается здесь как односторонний подход к ребенку. Ведь существо человека охватывает не только науку, но искусство и практику, мораль и религию. Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях учебного плана вальдорфской школы. Учитывается, например, и тот факт, что молодой человек нуждается в определённом объеме общего образования и по наступлении половой зрелости. Способность к самостоятельному суждению и личное отношение к миру, вопросы строительства собственной жизни — все это становится актуальным при достижении половой зрелости и не может развиваться и формироваться как следует ни в узком русле профессиональной подготовки, ни при ранней специализации на методах и содержании современной науки (см гл. «Педагогика и возраст», «Преподавание после 14 лет»).
Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ребенка ко второму и от второго — к третьему.
Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ребенка. Поэтому учеников никогда не оставляют на второй год. Как известно, педагогический эффект от второгодничества весьма сомнителен. К тому же низкие успехи—это часто не проблема одарённости, а проблема мотивации и зачастую вызванного самой школой нарушения мотивации. Здесь вальдорфская педагогика видит необходимость индивидуализации преподавания. Но она заключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различным потокам. Индивидуализация должна реализовываться учителем при его подготовке к уроку. Классный учитель должен стремиться продвинуть вперед в первую очередь именно более слабых учеников. При этом часто могут помочь занятия искусством и трудом. Способности, которые ученик развивает в искусстве или при исполнении практической работы, благотворно влияют и на остальную учёбу и на волю к успеху в целом.
Каждое достижение ученика — это манифестация всей его сущности, его способностей, его интересов, его прилежания. В каждом успехе можно видеть шаг, пусть небольшой, по пути развития. И как таковой его и надо оценивать. В балльной системе отметок вальдорфские школы видят лишь унижение достоинства и искушение ложного тщеславия. Она создает видимость объективной оценки, за которой стоит необходимость из суммы оценок узаконить правовой акт перевода в следующий класс или получения аттестата. С педагогической точки зрения она является дефектом, внутренне присущим современной системе образования. Вместо оценок в вальдорфской школе приняты свидетельства—характеристики, в которых по возможности наиболее подробно описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание, слабости и прогнозы. Только одно не должно следовать из такого свидетельства — пессимистическое отречение от ученика. Характеристика положения ученика, в какой—то момент времени должна учитывать возможность дальнейшего развития (см. гл. Организация преподавания»).
Необходимость приспособиться к содержанию и нормам государственной школы появляется только в выпускном классе вальдорфской школы в связи с необходимостью пройти госэкзамены для получения аттестата. Учебный план вальдорфской школы включает 12 лет обучения. Часть учеников получает после 12-го или 13-го года обучения либо аттестат зрелости, либо так называемый «абитур», дающим право на поступление в высшую школу (университет). Количество абитуриентов среди выпускников вальдорфских школ довольно велико. В среднем за последние десять лет 34,9 % всех учеников выдержали государственный экзамен («абитур»). Вальдорфские школы исходят из того, что все ученики должны иметь возможность получить 12-летнее образование. Поэтому этот экзамен, как правило, можно сдавать только в 12-ом классе. Иначе подготовка к нему могла бы серьезно помешать преподаванию в более младших классах. Учащиеся почти без исключения посещают вальдорфскую школу до конца 12-го года обучения.
Подробное исследование биографии бывших учеников вальдорфских школ показало, что 12-летнее школьное образование имеет важное значение в биографии как раз для тех учеников, которые начинают свой профессиональный путь с учебы. Большая часть их освоила вторую профессию, и многие занимают высокие руководящие посты, многие избрали своей сферой деятельности педагогику.
На стремление молодого человека к честному труду, вальдорфская школа отвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его духовно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки, образование человека в этом возрасте будет недостаточным.
На этой художественной основе можно в дальнейшем переходить к живописному изображению различных тем (ландшафт, растение, настроение в природе и т.д.). В музыке все дети, помимо пения, участвуют в игре, по крайней мере, на одном музыкальном инструменте. В младших классах все играют на флейтах. Затем по степени одаренности и наклонностям обучение игре дифференцируется на несколько инструментов. Тогда с учениками можно создать оркестр. Здесь, как и в школьном хоре, разучивают произведения великих композиторов. От тесной и активной связи с музыкой исходят эффективные воздействия на углубление действующих в душевной жизни сил. Аналогичное значение имеет декламирование, хоровое художественное чтение, которое практикуется во всех классах. Поэзия полностью раскроется лишь перед тем, кто не только читает стихи про себя, но и постигает поэзию с ее речевой, звуковой стороны. В эвритмии, новом виде искусства, созданном Рудольфом Штейнером, школьники учатся выражать в художественном движении силы, действующие в языке и музыке.
Если дети и подростки занимаются искусством, они учатся работать из живого творческого духа. При любой художественной работе, даже если она весьма проста, ребенок так обрабатывает материал, что в нем выявляется нечто существенное. Искусство всегда означает процесс одухотворения. Это относится и к самому подрастающему человеку. Ведь творческая работа требует упражнений и повторений, ведущих к росту творческих сил и творческого переживания. Переживание и деятельность приобретают характер духовно—закономерного действия. Молодой человек развивает способности, благодаря которым он не просто узнает, какие закономерности заложены в вещах, но и может придать материалу духовную выразительность. Так искусство приводит школьников к пониманию творческой природы человека.
Также и преподавание ремёсел школы имеют в своем учебном плане по чисто педагогическим причинам. Оно начинается для мальчиков и девочек в возрасте 12 лет (6-ой год обучения) с садоводства и работах в мастерских. Это время, когда молодой человек, в связи со вторым изменением телосложения и связанным с этим разрушением гармонических детских движений, индивидуально должен достичь дальнейшего выражения своих волевых сил. Здесь ремесло играет важную роль. Так различные способы обработки дерева учеником с по мощью инструмента (обработка рашпилем, резание, пиление, строгание) требуют от него строгой деловитости и учат дифференцированному, тонкому управлению волей. Сначала дети изготавливают что-нибудь простое, причём, большое значение уделяется пригодности и полезности, чтобы исключить все ни к чему не обязывающие действия. Если потом ученик на 9-ом или 10-ом году обучения, например, должен изготовить простой предмет мебели, это потребует от него в эскизе ясного практического осмысления, чувства эстетической формы, а в реализации - дифференцированного умения обращаться с инструментом и материалами.
Педагогика вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и на учете условии и законов развития человека. Воспитание и обучение всегда должны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникает вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной сегодня антропологии — под этим мы понимаем все научные дисциплины, занимающиеся изучением человека — исследуют непосредственно только физическое тело, а духовное и душевное начала — лишь в той степени, насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенности воспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля зрения. Р. Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной и духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в вальдорфских школах.
Глубокое понимание развития в детстве и юности показывает, что это не просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знании и умении. Этот процесс отчетливо расчленен в связи с тем, что в ребенке происходят метаморфозы, в результате которых он приобретает новое отношение к миру; прежние доминанты учебы и развития отходят на задний план, уступая место новым. Это происходит наиболее отчетливо на седьмом году жизни и в возрасте от 12 до 14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развития с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами воспитания. В отличие от многократно критикуемой теории фазного развития, вальдорфская педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе. Хотя указанные перемены и находятся в тесной связи с возрастом ребенка, однако, на каждой ступени необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и преподавание.
Организация преподавания
Школа, которая желает воплотить идеал широкого и целостного человеческого образования, должна при организации преподавания следить за тем, чтобы учебный материал не становился выше человека. Тиранией учебного материала можно очень легко ограничить и деформировать развитие человека. Основное условие состоит к том, чтобы преподавание проходило, по возможности, в более тесном контакте между учителем и учениками. Если учитель строит свои уроки с учетом душевных особенностей, индивидуальных способностей и слабостей своих учеников и предпринимает необходимые шаги для развития учеников, стараясь при этом постоянно вновь и вновь духовно проникать в материал, то у учебников не остается никакой функции. Учебники, как правило, слишком бедны по содержанию и в них нет отношения к конкретной педагогической ситуации. Задача учебника — дать некий усредненный объем знаний. Если это преобладает в преподавании, то школа погружается в бесцветную монотонность. Напротив, учитель в вальдорфской школе постоянно заново разрабатывает материал, работая с разнообразными источниками. То, что обсуждается и изучается в процессе преподавания, находит отражение затем в рабочих тетрадях и в «тетрадях эпох» учеников. Начиная со средних классов, эти работы все больше становятся собственно домашними работами и обобщениями учеников.
Ежедневная организация преподавания, соответствующая внутреннему строю жизни подрастающего человека, исходит из различных особенностей предметов обучения. Те предметы, в которых изучается одна замкнутая специальная область (например, родной язык, история, география, математика, человековедение, естествознание, физика, химия) даются в форме так называемых эпох. В течение всего срока 12-летнего обучения, (а по возможности и на 13-м году обучения при подготовке к выпускному экзамену) ежедневно с самого начала утренних занятий, на сдвоенном уроке в течение 3-4 недель обсуждается определенная тема. Занятие одной темой продолжительное время позволяет сконцентрировать обучение, что достигается только тогда, когда на следующий день повторяют, углубляют и продолжают пройденный накануне материал. Это даст возможность при большом диапазоне способностей учеников старательно работать над расширением знаний, созреванием способностей и углублением силы переживания. Опасение, что в связи с такой организацией преподавания ученики затем забудут пройденный материал, не подтверждается практикой. В действительности опыт показывает, что в начале новой эпохи материал аналогичной эпохи, пройденной несколько месяцев назад, быстро восстанавливается. Как известно, лучше всего усваивается тот материал, которым человек интенсивно и с интересом занимался, с которым он был связан. Таким образом, преподавание эпохами соблюдает принцип экономии, концентрации и плодотворного перерыва.
Оно одновременно является основой для гигиенической организации учебного дня. Своим содержанием оно обращается к таким качествам в ученике, как восприятие и мыслительное проникновение в материал, т.е. к тем духовно-душевным силам, которые особенно свежи и подвижны в утренние часы. В течение дня к преподаванию по эпохам примыкают предметы, которые требуют постоянной тренировки и упражнений. Это уроки иностранного языка, искусства, музыки, эвритмии, живописи, пластики, ручного труда. Эти предметы, составляющие так называемое «специальное преподавание», даются на простых и сдвоенных уроках. Те уроки, которые требуют применения физических сил (садоводство, ремесло, физкультура) проводятся, по возможности, во второй половине дня или перед обедом. Сначала умственная деятельность, затем — всё, что требует упражнений и занятий искусством, и затем — телесная волевая деятельность. Это дает осмысленную последовательность активизации всего человека.
Одна из особенностей учебного плана вальдорфских школ состоит в раннем начале преподавания иностранных языков. Как раз первые школьные годы — это время высокой языковой пластичности. Уроки английского и французского языков начинаются уже с первого года обучения. В некоторых вальдорфских школах вторым языком является не французский, а русский. Сначала дети изучают иностранный язык в форме маленьких диалогов, стихотворений, песен и пьесок. Когда затем на четвёртом году обучения начинаются письмо и грамматика, дети, как правило, уже владеют немного устной речью. Этот путь избавляет от многих проблем, которые возникают, когда дети одновременно должны обучаться устному владению языком, чтению и грамматике.
Труд и искусства в вальдорфской школе.
В последние десятилетия школа все в большей и большей степени ограничивалась лишь областью научных рассмотрений, которые к тому же необходимо было свести до уровня ребенка или подростка. При этом было упущено из виду, что наука может пролить свет только на уже существующие в мире структуры и законы, да и то лишь в ограниченных частных аспектах. Созиданию мира и жизни она способствует весьма незначительно. Особенно это относится к человеку. Но через эстетический анализ не вырастают художественные способности; религиозное чувство развивается не через философию религии. Также на деле обстоит и в практических областях. Сама по себе наука обеднила бы жизнь, особенно при ее аналитических методах. И школа, ориентированная на научное рассмотрение мира, не может пробудить задатки, заложенные в ребенке, полностью раскрыть их истинно человеческим образом. Поэтому преподавание в вальдорфской школе с самого начала расширено за счет обучения искусству и ремеслу. Дети и подростки все 12 лет посещают уроки живописи, рисования, пластики (особенно начиная с 9-го года обучения), музыки (вокал, инструмент), эвритмии и художественной речи. Силы художественного творчества стимулируются уже в младших классах благодаря тому, что на занятиях искусством отказываются от чисто внешнего отображения предметов в пользу упражнений и работы с элементами соответствующего вида искусства. Простые цветные композиции и цветные гармонические сочетания в младших классах, помимо умения обходиться с красками, развивают чувство существа цвета, взаимной гармонии цветов.
Так, молодой человек через работу в саду, обработку дерева, гончарное дело (начиная с 9-го года обучения) и простую обработку металла (начиная с 9-го года обучения) достигает осознанной дифференциации своей воли и реализма в мышлении. Добиться этого можно только точной и предметной работой с исключением всех игровых элементов, т.е. настоящим ремеслом, а не любительским развлечением. Уроки труда имеют различные цели до 11-го и 12-го года обучения, где, например, при переплетении книг должны развиться максимальная тщательность и точность в сочетании с творческой образностью.
Часто утверждают, что специфика вальдорфских школ заключается в уроках искусства и труда, а также в таких особенностях, как общие уроки рукоделия и ремесла для мальчиков и девочек или в том, что мальчики учатся прядению, ткачеству или даже шитью. Это близорукий взгляд на проблему. Речь идёт об ориентации преподавания на внутренние законы развития подрастающего человека и об учебном плане, соотнесенном с человеком в целом.
Дошкольное воспитание
Первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию; они гораздо теснее, чем в дальнейшем, связаны с процессами телесного развития. Сознание ребёнка и его переживания зависят от того, какие впечатления из физического окружения он воспринимает своими чувствами. Решающую роль в его научении при овладении прямостоянием и речью, развитии сил переживания и фантазии, интеллекта и мышления играют примеры из окружающего мира. Основная форма научения в этот период жизни — скачала непосредственное, затем косвенное подражание. Побуждением к подражанию служит то, что ребенок видит и слышит. Воспринимаемое в ощущениях или в образах, действует непосредственно, нерефлектированного и ведет к соответствующим движениям и жестам. Таким образом, отдача ребенка своему окружению ведет к деятельности. Эта подражательная деятельность сильно влияет на характерное для раннего детства формирование органов. Именно в этом и состоит значение первого этапа жизни для дальнейшего развития биографии человека.
Это значение давно признано вальдорфской педагогикой. Почти при всех вальдорфских школах есть детские сады, в которых развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет стимулируется силами подражания. Учитывается индивидуальность детей: от них не требуется определенного поведения, все оформление детского сада, а также деятельности воспитательницы, направлены на побуждение детей к подражанию. Так происходит обучение в детском саду. Игровой материал подчеркнуто прост. Это способствует пробуждению фантазии. На игру ребенка не оказывается никакого давления. Ежедневное рассказывание и образные игры проводятся воспитательницей так, что они через сопереживание и соучастие ребенка одновременно стимулируют развитие речи. Дети знакомятся с различными видами деятельности (часто в связи с временами года). Через то, как детям преподносятся эти виды деятельности и как они соучаствуют в них (например, от сеяния семян, сбора урожая, молотьбы до выпечки хлеба), происходит наглядное проникновение в жизненные взаимосвязи. Так различными путями, соответствующими возрасту, стимулируется развитие интеллекта и мышления. Сюда относятся и многочисленные занятия искусством —от рисования до хороводов, игр и эвритмии, соответствующей возрасту ребенка. Все это может проводиться только в маленькой группе (примерно 25 детей) и так, чтобы начинания, исходящие от воспитательницы, приносили пользу всем детям, без какого—либо даже скрытого принуждения. Подготовка воспитателей вальдорфских детских садов осуществляется в специальных учебных заведениях многих стран.
Педагогика возраста от 7 до 14 лет. (1- 8 год обучения)
В развитии ребенка седьмой год жизни означает глубокое изменение его телесно—душевной формы. Внешне это проявляется в первом изменении телосложения ребенка и смене зубов. По многим признакам физического развития можно заметить, что силы, которые в раннем детстве действовали в формировании тела, с этого момента больше не действуют в нем. Теперь они становятся доступными ребенку душевно как две тесно взаимосвязанные способности: как способность к образной фантазии, к произвольным воспоминаниям в образах, и как способность творческого образного созидания и переживания. Тем самым ребенок становится способен знакомиться с миром и понимать мир в образах. По сравнению с прежней связанностью сознания с чувственным восприятием это означает начало формирования самостоятельной внутренней жизни. Постигать, изучать и понимать — эти способности реализуются в отделившемся от внешнего мира душевно—внутреннем процессе. Образ означает больше, чем внутреннее представление ощущаемого. В образах фантазии ребенок может схватывать не только отдельное, но и события и взаимосвязи, не только явление, но и внутренние закономерности, значение и суть. Значение образа состоит и в том, что образ своей наглядностью в отличие от абстрактного характера понятий активно вызывает сопереживание через чувство. Он оживляет и расширяет жизнь чувств.
Ребенок еще не может самостоятельно постигать связи и закономерности. Поэтому он хочет узнавать и учиться понимать их при помощи учителя. Учитель, способный преподавать образно, т.е. неинтеллектуально, а, возбуждая фантазию и чувство ребенка, становится для него авторитетом. Образное преподавание — одно из самых универсальных средств воспитания. Образы сказок и легенд, мифологии, саг и биографий оказывают сильное воздействие на развитие души, установок характера и совести. Образы не принуждают как поучения или авторитарно преподанные ценности. Они возбуждают в ребенке углубление душевной жизни и собственную нравственную волю.
Образное преподавание помогает детям обучаться письму и чтению так, что это не является только овладением некой культурной техникой. Занятия искусством развивают чувство формы; культура речи формирует чувство языка и звука. На этой основе буква становится для ребенка образом соответствующего звука, усвоение письма и чтения - результатом более широкого образовательного процесса. Подобным образом дети подводятся к пониманию чисел и операций с числами.
К концу 9-го — началу 10-го года жизни к фантазии добавляется осознанное понимание внешнего мира. Ребенок приходит к обнаружению двойственности себя самого и окружающего мира. Теперь преподавание должно открыть ребенку мир в различных проявлениях (от истории до природы) во всём богатстве, смысле его явлений и событий. Аналитическое рассмотрение может лишь воспитать в подрастающем человеке отчуждение от мира, а предмет преподавания может стать лишь внешним знанием. В вальдорфских школах учитель в процессе преподавания естественных наук так описывает растения и животных, что ученики своей фантазией и чувством могут проникнуть в их формы, поведение и отношение к окружающему миру, законы образования и жизни, постичь душевную сущность растений и животных. Предшествующие культуры и действующие в истории личности вообще нельзя понять, не привлекая силы фантазии.
Образное преподавание развивает в детях мышление, которое проникает сквозь поверхность вглубь вещей и явлений. Оно ведет учеников к сопереживанию и, следовательно, к расширению мира чувств. Как известно, то, что усвоено через образ и то, что затронуло наши чувства, усваивается лучше всего. Поэтому образное преподавание имеет особое значение и для развития памяти. От учителя оно требует живой духовной проработки и творческой образной подачи интерната и во всех тех областях, которые здесь не упоминаются. Особое значение при воспитании имеют в первые восемь лет учебы также уроки искусства и труда (см. гл. «Преподавание искусств и ремёсел»).
Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель на протяжении многих лет следовал за учеником, сопровождая его развитие. Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для каждого класса преподаёт один и тот же классный учитель. За эти восемь лет он ежедневно дает в своем классе по крайней мере один сдвоенный урок в течение двух часов. Поэтому он близко узнает каждого ученика и его особенности. Таким образом, преподавание и воспитание могут слиться.
Преподавание после 14 лет (9—12 год обучения)
Во время полового созревания и второго изменения телосложения молодой человек претерпевает такие же значительные изменения, как и при смене зубов. Благодаря сильному импульсу роста в пубертатнный период, в своих конечностях и в своей воле подросток вступает в более глубокую связь с силой тяжести; при ломке голоса появляется индивидуальный тембр; в так называемых вторичных половых признаках тело получает сильный душевный отпечаток. Эти процессы вместе с половой зрелостью являются выражением единого явления: молодой человек осознает свое собственное личное существо. При переходе от детства к юности человек начинает свободнее и самостоятельнее вступать в соприкосновение с окружающим миром личными сипами своей души, т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней и внешней самостоятельности особенно ярко выражается в новой установке — вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственных оценок.
Личное обращение к окружающему миру позволяет молодому человеку стать человеком своего времени. Внутри него оживают идеалы и жизненные цели. На их основе и на основе приобретшего личностный оттенок чувства молодой человек ищет — сначала неуверенно и неумело — личную связь с миром и осознанное отношение к самому себе. Отсюда появляются новые требования к преподаванию, касающиеся как содержания, так и метода. Вместо образного преподавания теперь используются методы, развивающие в молодом человеке способность к суждению, ориентированную на разнообразие мира. Теперь в различных предметах (родной язык, история, естественные науки и пр.) он учится тщательно изучать материал, точно наблюдать за явлениями и экспериментами. Одна из задач учителя в этот период состоит в том, чтобы факты преподносились обозримым образом и так, чтобы ученик смог выработать на них способность ясного суждения. При выработке суждения молодой человек учится на феноменах выявлять в своем мышлении понятия и идеи, которое выражают духовные связи.
Тем самым преподавание основных предметов приобретает более научный характер. Но речь не может идти о том, чтобы навязывать молодому человеку гипотезы и модели, т.е. мысли и аргументы других людей. Преподавание нуждается в преимущественно феноменологической ориентировке. Модели обсуждаются во вторую очередь. Когда они основываются на собственной оценке ученика, то теряют скрытый догматизм, парализующие действующий на людей этого возраста, который слепую веру выдает за научное знание.
Образование способности суждения связано с развитием личного взгляда на мир. Чтобы при преподавании истории искусств прийти к оценке произведения искусства (пластика, живопись или архитектура), молодой человек должен сначала вжиться в него, а у ж потом он сможет дать оценку его качества и сравнить с другими произведениями. Это ведет к воспитанию эстетического переживания. Чтобы в биологии постичь принципы живого развития и вынести суждение, молодой человек должен развивать способности сотворчески вникать в суть живого существа на разных стадиях развития. Великие произведения литературы откроются ему только в том случае, если будет достаточно зрелым его понимание человеческой судьбы, человеческих характеров и т.п. То же самое относится и к математике, физике и др. Таким образом способность суждения тесно связана с человеческой личностью и ее развитием. Важно, чтобы действующий в подростках и молодых людях дух не приобрел бы неполноценной формы ни к чему не обязывающей и повсюду одинаковой интеллектуальности. В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориентация молодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессы экономической жизни, условия жизни и труда, социальные проблемы изучаются точно так же, как астрономия или математика. Согласно сформированному Рудольфом Штейнером принципу, любое преподавание должно учить жизни.
Заключение
Что же лежит в основе различий между методами преподавания в обычной и вальдорфской школах? Прошлые десятилетия показали недостаточность традиционных научных объяснений и подходов во многих областях жизни. Аналитический, количественно ограниченный взгляд на природу и человека блокирует доступ к более глубоким пластам действительности. Преодоление этого суждения стало жизненной проблемой. Поэтому придерживаться господствующих в прошлом взглядов было бы фатальным анахронизмом, даже если инстанции школьной администрации придают ему юридическую силу. Вальдорфские школы стремятся посредством образного и феноменологического преподавания, развития фантазии и художественного понимания мира разбудить в учениках способности, которые выведут их за рамки упрощенной и ограниченной интерпретации. Речь идет о познании и поиске истины. Напротив, однозначно связано с мировоззрением, например, преподавание на базе позитивистских научных взглядов; оно приносит вред, т.к. сдерживает душевное и духовное развитие.
Здесь можно найти ответ еще на один критический вопрос, обращенный к вальдорфским школам. Он касается христианского характера вальдорфской педагогики и антропософии. Этот вопрос возникает, если сузить понятие «христианский» до конфессиональных форм христианства. В связи с этим указывают на определённые антропософские взгляды (реинкарнация, космология). Однако попытки проверить, могут ли эти взгляды помочь глубже понять связь человека с Божественным, чем церковные догмы, как правило, не предпринимаются. Утверждение, что антропософия якобы не знает понятия благодати и является сомнительным предприятием по самоспасению, основано на недостатке информации. Стремление преобразовать собственное существо у всех великих личностей христианства являлось основой более глубокого служения Христу. Этого нельзя забывать, когда анализируется вальдорфская педагогика и антропософия. Вальдорфские школы убеждены в том, что воспитание без религии является неполным. Поэтому ученики имеют конфессиональные уроки религии по желанию родителей различных конфессиональных групп. Если они не участвуют в них, то им даётся представление о христианском мировоззрении на так называемых свободных уроках христианской религии. Последние дополняются обычными уроками, которые ведут к такому пониманию мира, при котором не затемняется духовное и божественное. Так вальдорфские школы пытаются преодолеть дилемму, которая возникает, когда содержание материалистической интерпретации мира в переживаниях учеников постоянно подвергает сомнению религиозную жизнь.
ЛИТЕРАТУРА
- Э.М. Краних. Свободные вальдорфские школы. М: «Парсифаль» 1993.
- Франс Карлгрен. Антропософский путь познания. М: «Алфавит» 1991.
Введение
Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы
Система воспитания в вальдорфской школе
ББК 74.00 А94
Под редакцией Абдуллиной О. А.
Рецензенты:
д-р. пед. наук, проф. Непомнящий А. В.,
канд. пед. наук, доц. Дебердеева Е. Е.
Афонина Г. М.
А94 Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. -512 с.
Работа относится к числу учебных пособий, которые соответствуют государственному стандарту базового педагогического образования студентов педагогических и непедагогических учебных заведений по специальности «Педагогика».
Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии», содержит теоретическую и практические части данного курса, включая творческие задания для студентов, помещенные в конце кал-сдой темы.
ISBN 5-222-01982-9 ББК 74.00
© Афонина Г. М., 2002
© «Феникс», оформление, 2002
Введение
Эта книга адресована прежде всего студентам педагогических учебных заведений, так как в силу чрезвычайно сложной науки автор сжато изложил основные теоретические вопросы, идеи, факты, современные подходы к обучению и воспитанию.
Все изложенные вопросы в пособии в обязательном порядке присутствуют в курсе «Педагогические теории, системы и технологии», который введен в вузы в соответствии с Государственным стандартом высшего педагогического образования. Эта нормативная база представляет новую структуру блока психолого-педагогической подготовки будущего учителя.
Философия образования разнообразными тезисами подтверждает мысль о том, что сложившаяся система образования тесно взаимосвязана с социальными условиями и оказывает огромное влияние на весь ход преобразований в обществе.
Несомненно, педагогическое творчество, творческая индивидуальность учителя делают его работу привлекательной, интересной и определяют качество учебно-воспитательного процесса.
Российская система образования на современном этапе своего развития вышла на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка будущего учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях современной педагогической действительности.
Современная сложившаяся ситуация в образовании требует новых подходов к организации образовательной деятельности педагогов. Одной из позитивных тенденций в этом направлении считается переход к многообразным авторским программам, действующим в рамках стандарта. Они создают предпосылки для создания индивидуальной образовательной стратегии, которая предусматривает адаптацию содержания обучения, объема учебных
3
программ, учебных пособий к реальным потребностям и возможностям обучаемых, переход к гибкому характеру педагогического процесса.
Жизнь в педагогической профессии характеризуется нестандартным подходом к любому явлению учебно-воспитательного процесса. Вот почему в работе учителя так важно мастерство, в основе которого лежит высокий уровень усвоения психолого-педагогических знаний. Курс «Педагогические теории, системы и технологии» представляет тот минимум профессиональных знаний, которыми должен владеть будущий учитель, создавая свои технологии обучения и воспитания.
Издание данного учебного пособия обусловлено дефицитом в подобной литературе, испытываемым как студентами, так и преподавателями.
ГЛАВА I
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ»
Лекция 1
Тема: Педагогика как общественная наука. Ее предмет, объект, основные категории и методологические основы
План
Наука педагогика и ее основные категории.
Педагогика как общественная наука. Наука педагогика в условиях общественных перемен.
Функции науки педагогики.
Роль воспитания в жизни общества.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методологические основы науки педагогики.
Внедрение достижений педагогической науки в практику.
Со времен античной Греции берет начало термин «педагогика» - «пайдагогас» («пайд» - дитя, «гогос» - 6
веду), что означает детоводство, детоводитель. В Древней Греции педагогом называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Впоследствии слово «педагогика» стало употребляться в общем смысле - им называли людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Постепенное накопление знаний о процессе воспитания привело к возникновению особой науки - педагогики. Она впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века и обязана своему оформлению выдающемуся чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому.
Педагогика - наука о воспитании человека. Развиваясь первоначально как наука о воспитании детей, сегодня она стала наукой о закономерностях, принципах воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Такая трактовка педагогики особенно актуальна теперь, когда в нашей стране создается система непрерывного образования, включающая все звенья, - от дошкольных учреждений до многообразия форм общего, профессионального образования и повышения квалификации работающих. Иногда педагогика рассматривается как искусство и представляется рядом авторов как искусство воспитания детей. То, что касается практического аспекта воспитательной деятельности, который требует от педагога своего собственного стиля в применении воспитательных средств, методов, приемов, форм и др. и находит выражение в профессиональном умении и мастерстве, - это область искусства в воспитании. Но теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку.
Наука педагогика имеет свой предмет исследования - воспитание.
Объектом познания в педагогике является ребенок.
Наука возникла из практической потребности общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей.
Педагогическая наука изучает законы образования и воспитания. Она обобщает различные факты, устанав-
ливает причины и связи между явлениями, прогнозирует события, отвечает на вопросы, почему и какие изменения происходят в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для изучения своего предмета исследования наука педагогика использует методы научного исследования (анкетирование, наблюдение, метод тестов, интервьюирование, метод изучения школьной документации, беседу, эксперимент и др.)
Как и любая наука, педагогика имеет свои основные категории (воспитание, обучение, образование). Категории, в отличие от понятий, характеризуют наиболее существенные свойства педагогических объектов.
Обучение - это двусторонний процесс. Это совместная деятельность учителя и учащегося, когда первый передает свои знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, то есть усваивает знания и вырабатывает на их основе умения и навыки. Учитель осуществляет деятельность преподавания, а ученик - деятельность учения. Таким образом, обучение представляет собой
деятельность преподавания и учения. В процессе обучения ученик усваивает знания, формирует мировоззрение и развивает свои способности.
Образование - результат обучения. В буквальном смысле слова означает некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, формированием образа, своего «Я». Это усвоение опыта человеческой деятельности в виде системы научных знаний, умений, навыков.
7. Как и всякая наука, педагогика имеет методологическую основу. Это важнейший фактор развития педагогической теории с древнейших времен. Все знания и законы развития природы, человека, общества, познания с давних времен аккумулировались в философии. Это и дает ей право служить методологической основой всех наук, в том числе и педагогики. Будучи долгое время частью науки философии, педагогика развивалась и продолжает развиваться под влиянием основных философских концепций. Недаром антропология педагогической мысли связана с именами крупных древнегреческих философов Сократ (496-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (348-322 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.) и др. В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи, связанные с воспитанием и развитием человека. Долгое время произведение Марка Квинтилиана (35-96 гг. до н.э.) «Образование оратора» служило основной книгой по педагогике.
Под методологией науки понимается совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе изучения природных или общественных явлений и которые решающим образом влияют на теоретическую интерпретацию этих явлений. Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.
Появление воспитания как преднамеренной, целеустремленной деятельности людей относится к возникновению человеческого общества. Исследования историков, эт-
нографов, экономистов и представителей других наук обнаружили поразительную ловкость и искусность в добывании пищи путем охоты и рыболовства, в строительстве жилищ. Очевидно огромное стремление передать этот опыт старших подрастающему поколению, причем сделать это можно было только путем приобщения детей к практической деятельности взрослых.
Воспитание в животном мире основано на инстинктивных действиях и подражании во имя сохранения биологического вида. В человеческом обществе воспитание представляет собой сознательную передачу подрастающему поколению усвоенного социального опыта, накопленных знаний и трудовых умений. В животном мире в силу биологической неприспособленности к жизни, происходит собирательство того, что есть в природе, а люди уже производят материальные блага. Только это дает возможность новому поколению включиться в производственную и общественную жизнь. Даже примитивное орудие труда выражало собой материализацию опыта деятельности человека. Конструкция орудия труда подсказала, как нужно с ним обращаться и для чего его использовать, то есть зафиксирован был сам способ действия. Были сделаны первые шаги в создании специфических социальных средств передачи опыта, что положено в основу создания культуры общества. Путем подражания и дополнительного эксперимента, то есть путем проб и ошибок старшее поколение стремилось не столько передать производственный опыт, сколько стимулировало соответствующую деятельность. С возникновением человеческого общества появляется и воспитание, которое становится неотъемлемой его жизненной функцией на всех этапах развития. В любом обществе, независимо от уровня его социальной культуры, существует воспитание. А вот цели, содержание, характер, методы, средства и формы воспитания обуславливаются системой производительных сил, производственными отношениями и уровнем развития культуры данного общества.
Ретроспективный анализ и археологические данные показывают, что воспитание связано с уровнем развития общества. В родовой общине воспитание не отделялось
от труда и осуществлялось непосредственно в процессе трудовой деятельности. По мере развития труда и усложнения его функций воспитание становилось более многообразным. Основной целью воспитания было выживание рода, а содержание воспитания определялось видами человеческой деятельности. В отсутствие языка, знаковой системы, речи и средств трансляции опыта сам акт поведения взрослых служил средством передачи опыта. Обряды, ритуалы, игры служили формой воспитания, информация передавалась посредством имитации самой деятельности. Эта деятельность демонстрировалась старшими. Обряды и ритуалы как форма воспитания выполняли роль репетиции, тренинга участников предстоящей деятельности. Становление воспитания привело в итоге к тому, что оно оформилось в человеческом обществе в самостоятельную деятельность со всеми присущими ему элементами - целью, содержанием, формами, средствами, методами, характерами воспитания.
Поскольку воспитание служило способом передачи социального опыта, культуры общества, то с развитием общества, накоплением знаний в нем, преобразованием жизнедеятельности людей воспитание как социальная категория изменяется, а также видоизменяются все характеристики самого этого процесса. Это можно проследить, если детально рассмотреть развитие воспитания в различные исторические эпохи (рабовладельческое общество, феодальное и буржуазное общество), а вместе с тем и проследить, как развивается педагогическая мысль (Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. - М., 1975; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. и др. Педагогика. - М., 1968; Джуринская А.Н. История педагогики. - М., 1999; Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. - М., 1997. - Раздел II).
Суть самого процесса воспитания сводится к передаче общественного опыта. Воспитание готовит человека к жизни, труду, передает ему производственно-трудовой опыт, духовные богатства, накопленные в прошлом. В процессе воспитания происходит целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического
опыта. Происходит процесс социализации личности, адаптация его к конкретной социокультурной среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование исторического общества, культуры общества, так как ребенок не только усваивает одно из многочисленных направлений культуры, но и совершенствует его. Ключевая проблема педагогической науки - развитие личности. В процессе своей жизни ребенок социализируется благодаря влиянию на него социальных групп, с которыми он общается и развивается. Человек становится продуктом общественной жизни, социальных отношений. Основная функция личности в процессе воспитания - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. В этом случае и происходят качественные процессы преобразования человека. В силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Как следствие этой тенденции происходит адаптация человека к существующей социальной системе, развитие и преобразование ее и самого общества.
Вот и сегодня, когда идет процесс переустройства общества, мы говорим о воспитании, педагогике в условиях общественных перемен. Будущее любого общества зависит от уровня образованности подрастающего поколения. В Древнем Риме сам император назначал учителя в государстве. Еще Гельвеций, французский просветитель, писал о том, что воспитание всемогуще. Так уж исторически сложилось, что наука педагогика связана со школой, и сегодня ее состояние оценивают положением дел в школе. Острые неурядицы нашего общества болезненно отражаются на ситуацию в школе: продолжает падать интерес к учению, особенно осложняется работа с подростками и старшеклассниками, резко падает качество успеваемости, отсутствуют идеалы в воспитании. В то же время продолжается рост детской преступности, аморальных поступков, наркомании, огульное очернение всего прошлого в истории нашей страны, расслоение среди детей и другие отрицательные явления, которые осложняют процесс воспитания, характеризуют очевидный его кризис.
Эти недостатки школы, промахи в воспитании и работе школ многие считают следствием отставания науки педагогики, ее консерватизма, оторванности от учебно-воспитательной практики. Вместе с тем в педагогических исследованиях разрешены многие проблемы, однако они до сих пор не востребованы учителями школ. Статистика сегодня утверждает, что «каждый второй педагог не изучает методическую литературу по предмету, 70% не интересуются.вопросами психологии и педагогики и только 1% учителей занимается исследовательской работой, разработкой авторских программ, курсов и методик» («Учительская газета», 1995). Творческие находки учителей, их опыт не встречают широкого распространения в школьной практике. Наука педагогика не может нейтрализовать негативные общественные явления.
Общество сегодня решает вопрос политического и экономического устройства. Каково же место школы в сегодняшнем обществе? Школа должна быть нацелена на будущее общества. От того, какова школа, как она работает, какую главную цель осуществляет, - во многом зависит будущее общества. Вот поэтому наука педагогика должна разрешить основные вопросы:
помочь школе сформировать личность рачительного хозяина, хозяина бережливого, расчетливого, предприимчивого;
школа должна заняться воспитанием субъекта рыночной экономики, восстановить психологию рыночной среды, свободного предпринимательства, собственника. Наша молодежь должна приучиться за все платить, преодолеть безделье, понять, что доступность вещей пропорциональна труду, уму, предприимчивости;
осуществлять экономическое просвещение школьников, которое должно сочетаться с производительным трудом;
воссоздать национальный характер культуры; образованность должна носить многонациональный характер;
наука педагогика должна разработать содержание общего среднего образования на основе базовых зна-
ний как фундамента дальнейшего непрерывного образования;
сделать так, чтобы школа востребовала научные разработки в педагогике и психологии;
создать в РАО банк данных по проблемам школы и науки;
осуществить поиски методов обучения с помощью компьютеров и организовать личностно-ориентированное обучение;
приступить к интеграции исследований в области воспитания и обучения всех стран;
совершенствовать подготовку учителя-профессионала;
осуществить практическую направленность педагогических исследований.
Однако, развиваясь в теоретическом плане, педагогика, как и всякая другая наука, служит практике - совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. Предусматривается разработка научной информации на методическом уровне с целью ее широкого внедрения в педагогический процесс. Внедряются методические рекомендации по применению на практике конкретных теорий. Ученые-исследователи разрабатывали конкретные рекомендации по внедрению теории развивающего обучения, создавали учебные пособия для учителей и учащихся по теории коллективного творческого воспитания, раз-
витию одаренных детей и др. Учеными разрабатывались общедидактические требования и рекомендации к проведению современного урока, представлялись различные виды самостоятельных работ для учащихся, тщательно отрабатывались до уровня практического внедрения методики проблемного и компьютерного обучения, составлялись программы обучения для компьютера и др. Одной из эффективных форм реализации практической функции педагогической науки служит создание передовых технологий обучения и воспитания, которые особенно привлекают сегодня внимание учителей. Технология представляется в виде четкой инструкции, графиков, чертежей, схем, которые обеспечивают высокое качество организации учебно-воспитательного процесса.
Как и любой науке, педагогике свойственно прогнозирование. Функция прогнозирования включает в себя специальное научное исследование, которое на основе анализа тенденции развития общества, его культуры, экономики, политики прогнозирует школу будущего, то есть сама школа является объектом педагогического прогнозирования. На основе прогнозирования создаются модели преобразования педагогических процессов. Объектами прогнозирования могут быть и теории, которые в перспективе можно применить в практической деятельности. Итак, у каждой функции педагогической науки есть свое особое и специфическое назначение.
Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня благодаря воспитанию, благодаря тому, что созданный предшествующими поколениями опыт использовался и совершенствовался последующим поколением. История развития общества убедительно показывает случаи, когда опыт терялся, воспитание замедлялось, а люди в результате оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад. Утрачивалось много времени, чтобы заново восстановить потерянные звенья культуры. Но, с другой стороны, исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что значительных успехов добивались в своем развитии народы, у которых был хорошо отрегулирован механизм воспитания. Воспитание возникло в человеческом обществе и стало неотъемлемой частью
его жизни и развития. Многочисленные ученые-философы устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. В 70-х и в начале 80-х годов западный мир вступил в полосу обостряющегося экономического кризиса, который сопровождался крупными сокращениями расходов на социальные нужды, в том числе и на образование. В этот период многочисленные теории подчеркивали, что периоды оживления экономики и улучшения благосостояния людей в обществе напрямую связаны с их образованием. Воспитание воздействует на развитие общества, его прогресс, в свою очередь развитое общество предоставляет огромные возможности для воспитания. Было бы ошибкой не признать тот факт, что воспитание оказывает влияние на социальные преобразования в обществе. Теоретические и практические работы, посвященные проблеме взаимосвязи воспитания и общества, отмечают, что у образования большое будущее, так как оно способно преобразовать общество.
Об уровне развития любой науки судят по степени ее дифференцированности и по многообразию связей с другими науками.
В систему педагогических наук входят следующие науки:
общая педагогика, исследующая основные закономерности процесса воспитания, обучения и развития;
возрастная педагогика, которая представлена преддош-кольной педагогикой, дошкольной педагогикой и педагогикой школы. К тому же различают педагогику среднего образования и педагогику высшей школы. Эти направления в педагогике изучают особенности воспитания на различных возрастных этапах;
специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: сурдопедагогика (образование глухих и плохослышащих детей), тифлопедагогика (образование слепых и плоховидящих), олигофренопедагогика (образование умственно отсталых), логопедия (обучение детей с расстройством речи);
история педагогики изучает развитие педагогических идей, мыслей и практики воспитания в различные исторические эпохи;
частные дидактики (методики), изучающие методики преподавания различных дисциплин на основе общих законов и закономерностей обучения (методика математики, физики, русского языка, истории и др.);
профессиональная педагогика осуществляет развитие личности рабочего человека. Она изучает закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную деятельность;
сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития систем образования и воспитания в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различия в них;
социальная педагогика занимается изучением и разработкой области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Различные социальные институты воспитания (клубы, музыкальные и художественные школы, спортивные секции, театральные и музыкальные студии, изостудии) служат средством развития культуры, передачи специальных знаний, развитию творческих способностей детей, применению полученных знаний на практике;
За последние годы интенсивно развиваются новые направления в педагогике:
военная педагогика;
музыкальная педагогика;
инженерная педагогика;
педагогика семейного воспитания (родительская педагогика);
педагогика детских и юношеских организаций;
педагогика наставничества;
валеология.
педагогики - ребенок - служит объектом ряда других наук - физиологии, психологии, социологии. Человек, его сфера жизни, среда и условия развития интересуют педагогов профессионально, со всех сторон, в целях эффективного и глубокого изучения своего предмета исследования, то есть во всех его связях. У других социальных наук, имеющих совершенно другой предмет исследования, есть немало точек соприкосновения с педагогикой - каждая из них изучает человека в определенном плане. Отмечая специфичность предмета педагогики, следует подчеркнуть, что педагогика по своей сути интегративная наука, призванная объединить данные не только социально-гуманитарных, но и естественных наук, связанных с познанием человека.
Педагогика тесно связана с физиологией, которая изучает природу физического развития человека, закономерности жизнедеятельности организма в целом, функционирование его отдельных частей. Знание закономерностей функционирования системы высшей нервной деятельности позволяет педагогике моделировать развивающее обучение, контролировать технологии учебно-воспитательного процесса, обеспечивать оптимальность целостного педагогического процесса.
Педагогика развивается в органичном единстве с психологией. Обе эти науки имеют общий объект изучения - развивающегося человека, но каждый имеет свой предмет исследования. Психология изучает закономерности и механизмы развития психических процессов и личных свойств человека, разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание и обучение человека основано на развитии психики человека (мышление, представление, память, воображение, деятельность и т.д.). Многие методы научного исследования психологии успешно применяются в педагогике и решают собственные педагогические проблемы. Педагогика пользуется психологическими знаниями для описания и объяснения фактов, явлений учебно-воспитательного процесса. Педагогика исследует процесс целенаправленного преобразования свойств, состояний человека, процесс воспитания личности.
Педагогика тесно связана с науками, изучающими ребенка как индивида (биология, анатомия, антропология и медицина). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека как одна из центральных для педагогики неизбежно приводит к связи педагогики с экологией и антропологией, которые рассматривают физические, природные условия и возможности человека во всей его многомерности.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Коррекционная педагогика разрабатывает совместно с медициной многоуровневую, дифференцированную программу коррекции отклонений в воспитании, тщательно анализирует причины этих отклонений и находит систему средств, с помощью которых достигается значительный эффект процесса социализации личности.
Развитие педагогики тесно связано с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных отношений. Поэтому устанавливаются устойчивые взаимоотношения с социологией, экономикой, культурологией, политологией и другими социальными науками.
Отношения между педагогикой и экономическими науками наиболее значительны, так как экономическая политика государства во все времена была необходимым условием образования общества.
Традиционной считается связь с социологией и культурологией, поскольку общество дает своеобразный заказ системе воспитания, предъявляет свои требования к уровню образованности людей, разрешает проблемы адаптации человека к конкретным социальным условиям. Педагогика ищет пути решения вечных проблем - успешность процесса социализации личности. Социализация личности с учетом ее индивидуальных возможностей и природных особенностей связана с процессом совершенствования общества, развития его культуры, ценностей.
Образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих классов и партий в обществе. В силу этого она неразрывно связана с политологией. Однако наука педагогика стремится выявить условия
и на основе их создать механизм становления субъекта политического сознания, возможность усвоения политических установок общества.
Педагогика связана с кибернетикой как наукой об управлении, так как управление процессом обучения и воспитания непременно требует знания общих законов и механизмов управления любым процессом. Знание педагогами кибернетики включает дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения.
Взаимодействие с различными социальными науками позволяет педагогике более четко сформулировать цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания.
Связь с наукой математикой так же неизбежна, как и с другими науками. Определяя критерии эффективности, оптимальности обучения, наука педагогика не может обойтись без математики. Многие явления учебно-воспитательного процесса носят вероятностный характер, что требует применения к ним теории математической статистики. Особенно явно проявляется связь педагогики и математики при обработке анкет, сочинений, наблюдений и др., при применении ранговых методик, диагностических тестов, графиков различных педагогических явлений, фактов связей; нахождении необходимых и достаточных условий развития чего-либо, составлении матрицы связей, отражающих глубину исследования, и т. д. Использование математических методов в педагогике приводит к убедительности и совершенству самого научно-педагогического исследования.
Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим ее наиболее длительную и продуктивную связь с философией. Связи педагогики с философией сложились в числе первых. Философские идеи продуцировали создание педагогических концепций, теорий и служили ее методологическим основанием. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим законам научного познания, которые изучает философия. Философия является теоретической базой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Философские знания необходимы для понимания самого воспитания как общественного, социального явления, его сущности.
Цели и задачи воспитания невозможно определить без философских знаний, анализа тенденций развития общества. Сама философская теория познания благодаря общности законов определяет закономерности учебно-познавательной деятельности. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и целого, законы и закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущих сил положены в основу любой педагогической мысли. Достаточно вспомнить, что педагогика как область научных знаний последней вышла из состава науки философии. А сегодня проблема качественного совершенства педагогических исследований вновь привела к новой отрасли человеческих знаний - философии образования и воспитания. Философия и сегодня осталась основой педагогики.
Рассмотрим философию как методологическую основу развития науки педагогики. Успехи, достигнутые отечественной педагогикой, и ее реальные планы на будущее обусловлены прежде всего тем, что с первых дней своего становления она развивалась и строила свои исследования на методологической основе. Методология - это учение о способах узнавания мира. Методология науки - это ее область, которая изучает методы научных исследований и принципы подхода к изучению предмета данной науки. Каждая наука имеет свой предмет исследования и, естественно, специфические для нее методы исследования, характер которых определяется стоящими перед исследованиями задачам. Однако существует всеобщая методология научного познания, общенаучная методология, которая составляет принципиальную основу разработки вопросов исследования внутри любой науки. Поэтому принято различать методологию педагогики и всеобщую методологию. В исследовании любого вопроса в педагогике проявляют себя всеобщие и частные законы науки.
Под методологией педагогики понимаем общие принципиальные исходные положения, которые лежат в основе исследования любой педагогической проблемы, то есть это законы философии. Любая наука пользуется прежде всего общим положением, общим подходом к изучаемому явлению, а затем использует свои специфические ме-
тоды для дальнейшего исследования проблемы. Такой подход к изучению явлений характеризует полноту исследования. Иначе говоря, методы педагогического исследования должны быть поставлены на основу, фундамент, роль которого выполняет всеобщая методология.
Приведем примеры. Воспитание и обучение ускоряют процесс развития личности. Термин «развитие» - философский. Поэтому когда мы говорим о развитии в педагогическом процессе, то стратегическую линию этого процесса, его движущую силу составляют противоречия. Основное содержание противоречия в воспитании выявляется между желанием, потребностью личности и возможностями осуществить это желание. Разрешение этого противоречия приводит к качественным изменениям в личности.
Движущей силой самого учебно-воспитательного процесса служит противоречие между требованиями (общества, учителя, администрации школы и др.) и возможностями воспитуемого выполнить их. Создание всевозможных условий, обеспечивающих разрешение этих противоречий, приводит к совершенствованию самого педагогического процесса.
В дидактике процесс усвоения знаний строится на основе материалистического процесса познания. Материалистическая философия утверждает, что познание начинается с ощущения. Формулируем закон познания - «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», который характеризует процессуальную сторону познания. Всеобщая методология позволяет определить основные этапы (звенья) процесса обучения - восприятие, осмысление, закрепление.
Успешное развитие педагогической науки находится в прямой зависимости от разработки ее методологии. Развиваясь в теоретическом плане, педагогика, как и любая наука, служит практике. Накапливая и обобщая новую научную информацию, она предусматривает конкретные пути ее применения в широкой практической действительности. Вопрос о внедрении педагогических идей в практику ставит первостепенную задачу - сделать так, чтобы сегодня школа востребовала научные знания.
Дословный перевод английского слова «внедрение» означает «втискивание». Что означает - внедрить достижения науки? Это значит показать эффективное влияние на практическое применение педагогических идей.
Что можно внедрять?
Передовой педагогический опыт (опыт развивающего обучения в начальной школе - Л.В. Занков, авторские школы - школа Л. Тарасова).
Методы обучения - метод комментированного письма, метод В.Ф. Шаталова в обучении, метод ускоренного обучения иностранному языку и др.
Системы воспитания (система воспитания В.А. Кара-ковского, А. Захаренко, А.С. Макаренко и др.).
Технологии обучения и воспитания (технология коллективного творческого воспитания - И.П. Иванов), технология модульного обучения - П. Эрдниев), новые технологии воспитания - Н. Щуркова).
Частичное внедрение (проверка знаний по цепочке - из опыта В.Ф. Шаталова), виды самостоятельных работ - П.И. Пидкасистый) и др.
Виды обучения - программированное обучение, компьютерное, проблемное, частично-поисковое, алгоритмическое и др..
Различные теории (теория развивающего обучения - Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), теория непрерывного образования, теория отбора содержания образования и др.
Творческие задания по теме
Сформулируйте задачи и подберите методы исследования по теме «Влияние самооценки школьника на его поведение».
Наблюдая за работой учителя в школе, подчеркните, какие достижения педагогической науки он внедряет в педагогический процесс.
Подчеркните методологическую основу, о которой идет речь.
Исследуя такой вопрос, как преодоление второгодничества в школе, необходимо прежде всего основательно выяснить причины низкой успеваемости каждого отстающего ученика. В одном случае, возможно, сказался продолжительный перерыв в учении в связи с длительной болезнью или переездом семьи школьника. В другом случае могло повлиять отсутствие у него желания учиться в школе и, как следствие, отставание в занятиях. А может быть, сказывается неумение ученика учиться. Возможно, причину следует искать в отсутствии контроля за учеником со стороны родителей или в неблагоприятных условиях семейной жизни. Но чаще всего на ухудшение успеваемости влияет не одна, а несколько взаимосвязанных причин. В какой-то момент ученик не понял объяснение учителя, и сам не сумел разобраться в изучаемом материале. Возникший пробел в знаниях неизбежно повлек за собой другой. Появилось отставание в учебе. Посыпались неудачи, двойки. Нарастающее огорчение породило неприязненное отношение к школе. Пропали интерес к овладению знаниями, желание учиться. Очевидно, и выправлять положение нужно, учитывая связь всех тех факторов, под влиянием которых у ученика сложилось неправильное отношение к учебе.
Основная литература
Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993.
Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 (тема 1).
Пидкасистый П.И. Педагогика. - М, 1996.
Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М., 1999.
Сластенин В А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. - М., 1997.
Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990. - Гл. II.
Бордовская Н.В., РеанАА. Педагогика. - Санкт-Петербург, 2000. - Гл. 1.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 1999. - Гл. 1.