Подготовка дошкольника к обучению в школе. Дошкольное образование - основа будущих успехов

“Школа для родителей всегда выступает

в качестве новой формы власти над их ребёнком.

А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,

причём наиболее незащищённой частью”.

А. И. Луньков.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы и стандарты, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованной непосредственно – образовательной деятельности с ребенком.

1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе - многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе.

2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование - это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) - переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально - волевой сферы - предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители должны учить ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами много возможностей научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно - воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе в непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования , помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя в непосредственно – образовательной деятельности по формированию готовности к школе включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ;

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки) ;

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми в непосредственно – образовательной деятельности. В процессе непосредственно – образовательной деятельности воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей - необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе - это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.

www.maam.ru

Программа развивающих занятий по подготовке детей к школе «В Стране знаний».

Пояснительная записка

Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии.

Дети также не готовы к школе из-за педагогической запущенности, в результате недостаточного освоения игровой деятельности. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость, а также приобретают еще и отрицательное отношение к школе и к учебе вообще, поскольку в классе постоянно испытывают неуспех. Эти дети нуждаются в помощи психолога, целью которой является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации. Эта работа включает в себя: диагностику показателей готовности ребенка к школе; прогнозирование на ее основе школьных трудностей; построение системы коррекционно-развивающей работы с дошкольником. Изучая эту проблему, можно выделить несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. Все дети разные, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) развитие познавательных процессов;

6) умение фантазировать;

7) проявление самостоятельности.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.

1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей старшего дошкольного возраста.

2. Корректировать нарушения деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

3. Работать над профилактикой и коррекцией нарушения зрения, осанки и физического самочувствия детей.

4. Просвещать родителей и педагогов по подготовке детей к школе, повышать их психолого-педагогическую культуру.

Программа «В стране знаний» состоит из 30 развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрические рисунки, увеличивается темп выполнения задания.

Задания и упражнения на занятии можно использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:

1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.

2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.

3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.

4. Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.

5. Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).

6. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

7. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).

8. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.

Развитие произвольной познавательной деятельности у детей

Формы организации занятий

Структура развивающих занятий

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к школе.

Разработанная программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе. Так же она может быть интересна педагогам-психологам начальных школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к школьному обучению.

Этапы реализации программы: с октября по апрель месяц включительно.

Календарно-тематическое планирование

Занятие 1

Игра «Какой фигуры не стало? » (на развитие зрительной памяти и внимания) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Хрюшка Буся»;

Дыхательное упражнение;

Пальчиковая гимнастика «Разминка»;

Занятие 2

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Игра «Какой фигуры не стало? »;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приглашение на обед»;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

Рисование графического узора под диктовку;

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 3

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие зрительной памяти;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

Рисование графического узора под диктовку;

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Разминка»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 4

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания) ;

Игра «Стираем и сушим белье» (на развитие зрительной памяти) ;

Пальчиковая гимнастика «Помощники»;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

Рисование графического узора под диктовку;

Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 5

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти) ;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Дыхательное упражнение;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»; «Пальчики здороваются»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Игра «Поиграй, подумай, подбери» (на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания) .

Занятие 6

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие способности к переключению внимания;

Игра на развитие логического мышления;

Игра на развитие зрительной памяти;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Мишка и шарик»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Занятие 7

Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;

Упражнение на развитие зрительной памяти;

Игра на развитие логического мышления и речи;

Игра на развитие осязательной памяти;

Игра «Что бывает» (на развитие внимания и сообразительности) ;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Наш малыш»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .

Занятие 8

Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие слуховой памяти;

Упражнение на развитие логического запоминания;

Игра «Веселые спортсмены» (на развитие активного внимания) ;

Игра «Живая страница» (на развитие пространственной ориентировки) ;

Упражнение на расслабление и концентрацию;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Шалун»;

Игра «Геометрическое лото» (на развитие мышления, зрительное восприятие, внимания) .

Занятие 9

Игра «Доскажи словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу) ;

Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Энергетическое упражнение «Точки мозга»;

Ленивые восьмерки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Ласковые ручки»;

Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Занятие 10

Игра «Третий лишний»(на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку) ;

Упражнение на развитие механической зрительной памяти;

Упражнение на развитие ассоциативной памяти;

Упражнение «Единственное и множественное число» (на развитие речи, мышления, памяти) ;

Упражнение «Художники»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»;

Профилактика нарушения зрения;

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 11

Игра «Подбери слово в рифму» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на расслабление и концентрацию.

Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления;

Упражнение на развитие зноково-символической функции памяти;

Упражнение «Назови одним словом»;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Слоненок Шуша»;

Упражнение «Художники»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «В Африке»;

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 12

Игра «Добавь словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие зрительной памяти;

Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Странный сон»;

Дыхательное упражнение;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Комарик»;

Профилактика нарушения зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 13

Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие зрительно-логической памяти;

Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти;

Игра «Говори наоборот» (на развитие мышления и речи) ;

Игра «Назови отличия» (на развитие внимательности и наблюдательности) ;

Дыхательное упражнение «Обезьянки»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Лягушата»;

Профилактика нарушения зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 14

Упражнение «Будь внимательным» (на развитие внимания) ;

Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Упражнение «Пары фигурок» (на развитие зрительно-логической памяти) ;

Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления) ;

Упражнение «Счастливые Хрюши» (на развитие внимания) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Черепашки»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушения зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 15

Игра «Слушай внимательно» (на развитие внимания) ;

Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие речи, мышления и воображения;

Игра «В снежки»;

Игра «Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности) ;

Игра «Витрина магазина» (на развитие объема внимания и наблюдательности) ;

Дыхательное упражнение «Певец»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»;

Профилактика нарушения зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 16

Игра «4 стихии» (на развитие внимания) ;

Игра «Подбери словечко» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Пары фигурок» (на развитие зрительной опосредованной памяти) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредованной памяти;

Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

Упражнение на развитие мышления, речи, воображения;

Игра «Снеговики» (на развитие внимания и наблюдательности) ;

Дыхательное упражнение «Певец»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 17

Этюд «Сколько звуков» (на развитие внимания, мышления) ;

Игра «Добавляй пропущенные слова» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

Игра «Определения (на развитие речи и вербального мышления) ;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 18

Игра «Сравни» (на развитие мыслительной операции) ;

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;

Упражнение «Закончи фразу» (на развитие мышления) ;

Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти) ;

Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать) ;

Игра на развитие мышления и воображения;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Чудачка»;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 19

Игра «Закончи строку» (на развитие мышления, чувства ритма) ;

Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

Упражнение на развитие зрительной памяти;

Упражнение на развитие сообразительности;

Игра «Колумбово яйцо» (на развитие мышления) ;

Игра «Назови детенышей домашних животных» (на развитие речи) ;

Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 20

Игра «Отвечай быстро» (на развитие логического мышления, сообразительности) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Плохой сторож»;

Игра на развитие внимания;

Упражнение «Продолжи фразу» (на развитие речи и мышления) ;

Упражнение «Разрезные квадраты» (на развитие мышления) ;

Игра «Что перепутал художник? » (на развитие внимания, зрительное восприятие) ;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 21

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Лиса и рак»;

Игра на развитие внимания;

Игра «Нахождение слов» (на развитие мышления) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Рыбки шалунишки»;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 22

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Ворона и рак»;

Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления) ;

Игра «Внимание» (на развитие внимания) ;

Игра «На что похоже» (на развитие воображения) ;

Упражнение «Ухо - нос»;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Забавный случай»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Лягушка»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 23

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов;

Упражнение «Разрезные предложения» (на развитие мышления и памяти) ;

Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;

Игра на развитие внимания;

Упражнение «Ухо - нос»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 24

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Мышки - шалунишки»;

Игра на развитие внимания;

Упражнение на развитие ассоциативного запоминания;

Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления) ;

Игра «Учимся объяснять образное сравнение»;

Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Кулак - ребро - ладонь»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 25

Игра на развитие внимания;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок «Галка и голубь»;

Игра «Двадцать вопросов» (на развитие мышления, речи и воображения) ;

Игра на развитие воображения «Что это? »;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Кулак - ребро - ладонь»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Подбери узор» (на развитие логического мышления, внимания, зрительного восприятия) .

Занятие 26

Игра «Внимание» (на развитие внимания, пространственного воображения) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Шла собака по тропинке»;

Упражнение «Пиктограммы» (на развитие зрительно-ассоциативной памяти) ;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Профилактика нарушений зрения.

Занятие 27

Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

Игра «Внимание»;

Упражнение «Сравнение предметов» (на развитие мыслительной операции) ;

Обучение приемам образного запоминания слов;

Дыхательное упражнение;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Солнце»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Разноцветные гномы» (на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, связной речи) .

Занятие 28

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Бусы»;

Игра «Внимание»;

Упражнение на развитие приемов последовательного запоминания слов;

Игра «Определи понятие»;

Упражнение на развитие мышления;

Игра «Ухо - нос»;

Игра «Ищем нелепости» (на развитие внимания, мышления) ;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

Профилактика нарушений зрения.

Игра «Что где находится» (на развитие пространственных понятий, зрительного восприятия, внимания) ;

Занятие 29

Игра «Внимание»;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Медведь»;

Упражнение на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире;

Игра на развитие внимания;

Дыхательное упражнение «Певец»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Черепашка»;

Профилактика нарушений зрения.

Занятие 30

Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи) ;

Игра «Внимание»;

Упражнение «Разрезные картинки» (на развитие мышления и воображения) ;

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов «Приставалочка»;

Игра «Запомни фразы»;

Игра «Назови слова наоборот» (на развитие речи) ;

Дыхательное упражнение «Певец»;

Симметричные рисунки;

Упражнение на развитие сенсомоторики;

Графический диктант;

Пальчиковая гимнастика «Дождик»;

Игра «Паровозики» (на развитие зрительного восприятия, логического мышления, речи) .

www.maam.ru

Упражнения для подготовки детей к школе

Упражнения для подготовки детей к школе направленные на подготовку детей к школе, помогают снять напряжение, уменьшают уровень тревожности, учат справляться со своими эмоциями и быть уверенными в себе.

Подготовка к школе может заключаться в эмоционально-волевых играх, которые в детском саду, проводит, как правило педагог-психолог.

Приводим список игр и упражнений, которые также полезно проводить дома после насыщенного дня.

Игра «Работа с пиктограммами»

Для этой игры в детском саду понадобятся пиктограммы, изображающие чувства и эмоции: удивление, страх, радость, огорчение и другие.

Педагог предлагает детям дорисовать к каждой пиктограмме туловище, «одеть» его, подобрав тот цвет, который, по мнению ребенка, наиболее соответствует выбранной эмоции.

Игра «Спрятанные проблемы»

Педагог ставит перед детьми емкость, имеющую прорезь или отверстие. Это будет почтовый ящик. Дети рисуют свои страхи или проблемы, как они их понимают.

После того, как страхи «изображены» на листке, их кидают в почтовый ящик.

Это упражнение очень полезно для дошкольников. Во-первых, оно помогает детям конкретизировать волнующие их ситуации. Во-вторых, дети, отправляя листок в почтовый ящик, проигрывают ситуацию избавления от страхов.

Игра «Еж»

Педагог предлагает детям на время превратиться в ежиков. Перед ежиками возникла опасность: они должны напрячься, спрятав голову и расправив иголки. Но вот опасность ушла, и ежики остались в кругу друзей.

Можно расслабиться и немножко погреться на солнышке.

Игра «Кощей Бессмертный»

Педагог готовит из картона или плотной бумаги рисунок Кощея Бессмертного, затем разрезает рисунок на несколько частей - получается пазл. Дети собирают пазл.

Во время того, как дети ищут подходящие детали, воспитатель разговаривает с ребятами: какой он, Кощей Бессмертный, в гневе? Почему он такой? Проводится конкурс на самого страшного Кощея Бессмертного.

В сказках создан образ Кощея Бессмертного, как исключительно отрицательного героя. Педагог предлагает детям нарисовать веселого и доброго Кощея Бессмертного и рассказать историю перевоплощения сказочного персонажа: как он превратился из злого героя в мягкого и сердечного.

Игра «Котята»

В центр комнаты кладется обруч. Все дети разбиваются на две группы: добрых и злых котят. Злые котята живут в домике-обруче, они шипят, царапаются, задираются.

Но как только котята выходят из домика-обруча, они становятся добрыми: движения становятся плавными, котята мурлыкают, ластятся.

Каждому ребенку необходимо побыть и добрым, и злым котенком.

Игра «Победим злость»

Педагог предлагает детям нарисовать негативные чувства такие, как Жадность, Злость, Гнев, Обида и другие. По ходу выполнения задания дети могут рассказывать, когда и в каких случаях они испытывают эти чувства. Рядом с эмоциями дети рисуют себя и как они с ними борются: например, рядом с Жадностью можно нарисовать ворох конфет, которыми ребенок всех угощает, рядом с Обидой можно нарисовать ребенка, идущего навстречу своему обидчику и так далее.

В конце занятия в детском саду все рисунки сжигаются.

Игра «Разрывание бумаги»

Эта игра очень понравится детям. Упражнение очень простое: нужно разорвать газету на много маленьких частей, при этом размер кусочков не важен. Бумажные комочки складируются в центре комнаты.

После того, как там образуется большая гора бумаги, педагог разрешает с ней поиграть: в «снежки», просто подкидывать - в общем, на что хватит детской фантазии.

Игра «Стройка»

Дети будут строить большой дом. Для этого им понадобятся кубики. Все строят дом по очереди.

Перед тем, как положить очередной кирпичик, ребенок озвучивает ситуацию или действие, которое его раздражает.

Когда очередь вновь доходит до ребенка, он проговаривает то, что ему больше всего нравится, что он любит.

Материал подготовила Даниленко Мария.

Материал с сайта www.deti-club.ru

  1. Физическая готовность.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе процесс обучения подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, работа по программе школы будущего первоклассника позволяет выстраивать процесс по индивидуальным маршрутам, направленных на:

* развитие любознательности;

*развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

*формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

* развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками) .

Процесс преемственности мы рассматриваем с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой дальнейшего успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Основными идеями при организации работы в рамках "Школы будущего первоклассника" с нашей точки зрения является:

* создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации) ;

*создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

*развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

*формирование психологической готовности к школе;

*формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

*создание новых творческих мастерских и проектов.

Коллектив педагогов, работающих с дошколятами в своей работе опираются на 4 основных принципа:

  1. принцип деятельности (обеспечивает всестороннее развитие детей. Новый материал не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков) .
  1. принцип минимакса (обеспечивает индивидуальный путь каждого ребёнка. Успешность обучения достигается за счёт формирования у ребёнка желания и умения преодолевать трудности.)
  1. принцип комфортности (обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей. Принцип является необходимой составляющей работы с детьми.)
  1. принцип непрерывности(обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.)

Развитие способностей ребенка осуществляется в различных видах деятельности:на занятиях конструированием, художественным и изобразительным творчеством. Ребята учатся в различных ситуациях выявлять проблему, искать пути её решения, выслушивать мнения других, находить правильное решение. Большое внимание уделяется формированию норм социального и культурного поведения в группе.

Результатами предшкольной подготовки отслеживаются по следующим показателям:

  1. сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психического) ;
  2. развитие творческих начал ребенка;
  1. успехи в учебной деятельности.

Учителями начальных классов, в которые поступали выпускники МДОУ «Детский сад № 1»,№ 9» отмечается, что воспитанники детского сада имеют достаточно высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности.

Анализируя учебную деятельность в процессе обучения 1 класса(выполнения диагностических работ по четвертям, активное участие во внеурочной деятельноти, межличностные отношения в группе детей и классе уровень сформированности культуры поведения, высокую мотивацию в учебной деятельности свидетельствует о качественной предшкольной подготовке детей основанной на тесном сотрудничестве детского сада и школы.

Наша практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

Литература

1. Волошина М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений.// журнал «Начальная школа» №12000 г.

2. Лебедева С. А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования.// журнал «Начальная школа» №112005 г.

Как правильно развивать ребенка? Чему и как должны учить малыша в детском саду? Какая подготовка к школе нужна будущим первоклассникам? Как помочь ребенку с удовольствием учиться в начальной школе? Дети растут, и новые родители дошкольников сталкиваются с этими вопросами. О том, как лучше всего выстроить развитие ребенка до школы, рассказывает психолог детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества» Раиса Николаевна Драбович.

По результатам многочисленных опросов, проведенных психологами и педагогами, большинство современных родителей ставят на первое место интеллектуальное развитие детей. Сейчас очень модно раннее обучение и развитие, популярны различные методики, специализированные детские центры, огромный выбор развивающих игрушек. Однако многие дети продолжают испытывать трудности обучения в школе или детском саду. Почему так происходит?

Дело в том, что однобокое развитие какой-либо функции в ущерб другой может осложнить обучение ребенка. Например, родители большое внимание уделяют развитию речи, а развития крупной моторики, в котором нуждается ребенок, не происходит.

Еще одна часто встречающаяся проблема: социальные требования и существующие методы обучения просто не соответствуют возможностям современных детей. Зачастую с раннего возраста дети предоставлены сами себе: родители меньше с ними беседуют, меньше проводят время в совместных занятиях. Компьютеризация отняла большую часть времени от совместного общения.

Какими же в таких условиях должны быть дошкольное образование и подготовка к школе? Чему обучать и как обучать?

Концепция известного психолога Льва Выготского помогает найти ответы на эти вопросы. Главная идея Выготского: развитие ребенка происходит прежде всего через контакт со взрослыми. Именно родители, воспитатели, старшие братья и сестры учат его общаться, знакомят с культурными ценностями и правилами поведения.

Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к новой деятельности и произвести ее с ним совместно. После многократных повторений ребенок научится делать это самостоятельно. Например, самые маленькие дети учатся держать ложку благодаря поддержке и помощи взрослых.

Такой алгоритм лежит в основе обучения ребенка чем угодно, будь то катание на коньках, рисование или игра в шахматы. Однако вряд ли получиться научить трехлетнего ребенка играть в шахматы, потому что данная деятельность пока находится вне его возможностей или, используя термины Выготского, вне зоны ближайшего развития.

У всех детей разная «величина» зоны ближайшего развития, а значит, и разные возможности обучения. Этим они отличаются друг от друга, и именно поэтому каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Обучение в зоне ближайшего развития выявляет сильные и слабые стороны ребенка. Через хорошо продуманное обучение можно сформировать новые способности и умения. Важно определить, какая помощь мотивирует ребенка, — и применять ее в соответствии с потребностями. Одному подходит помощь стимулирующая («Молодец!»), другому — организующая («Я тебе помогу!»), кому-то — обучающая («Я тебя научу!») или контролирующая («Покажи, как ты это делаешь...»).

Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет трудиться, преодолевать трудности, прикладывать усилия. Родители и педагоги не должны делать за ребенка то, что можно сделать с ним вместе, — доказано, что это приводит к снижению мотивации и познавательного интереса.

Только обучение ребенка в соответствии с его возможностями окажется развивающим. Слишком легкие и слишком сложные задачи не окажут плодотворного влияния на развитие ребенка. Вне зависимости от выбранной методики или программы обучения важно помнить о потенциальных возможностях зоны ближайшего развития.

Раиса Николаевна Драбович,
психолог детского сада НОУ ЦО "Школа Сотрудничества"

Обсуждение

Согласна полностью с автором статьи, порой за компьютерами и ежедневными хлопотами мы все меньше времени уделяем нашим деткам, меньше занимаемся с ними, обучаем их. Еще не мало важный фактор в обучении ребенка, это хорошо обустроенное рабочее место, должен присутствовать комфортный стул и детская парта-стол. Тогда и ребенок будет заниматься с еще большим интересом. Мы, например, приобрели своим деткам стол Moll Champion, очень удобный, регулируется по росту ребенка. Детки в восторге, им полностью обновили место для обучения, интерес к учебе вырос в разы, что не может не радовать.

Комментировать статью "Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника"

Ребенок должен идти в следующем году в первый класс. Отставание по физиологическому возрасту, маленький рост,пухлые детские ручки, анемия,есть хроническое заболевание с Если ребёнок не готов сейчас к школе, то скучно ему точно не будет в более старшем возрасте.

Обсуждение

Правильно вам написали, что скучно ему будет в более старшем возрасте в 1м классе, а так в самый раз. Программа Школа России 1й класс довольно простая.

26.09.2018 15:16:49, Да так

Я тоже недавно на конфе спрашивала совета по поводу неготовности ребенка к первому классу. Исходные данные аналогично вашим, возможно даже где-то и похуже. Не послушалась я никого, в том числе и учителя, поборола свои страхи и мы теперь первоклашки. Месяц учебы позади, что имеем-учитель не нарадуется, в дневнике солнышки, ребенок повзрослел резко, чувствует ответственность, жутко гордый, что первоклашки, учитель извинилась и сказала, что не ожидала, что все будет так прекрасно. На уроках все задания делает в полном объеме. Если мой пусть и не большой опыт вас вдохновит, будет прекрасно. Найдите хорошего учителя, постарайтесь сыночка подготовить по максимуму к школе (море, витаминки, занятия) и все у вас будет хорошо.

26.09.2018 15:12:04, МамаСыночка

Протестировал нас психолог в детском саду по вопросу подготовленности к школе... Психолог посчитал, что ребенок неправильно отвечает на поставленные вопросы и что логика Также нужно адекватно воспринимать замечания, просить о помощи и оказывать её, умение...

Обсуждение

Я мониторю школьную зрелость с середины 90-х (общая динамика отрицательная). 6 лет работала в лицее с профильными классами, где цель диагностики была - определить направленность ребенка и возможность обучаться по усложненной программе (2-й иностранный язык со 2-го класса). Около 20 лет работаю в обычной школе, здесь цель диагностики - формирование РАВНОЦЕННЫХ классов, поскольку программа одна, и нет смысла ранжировать детей (и в принципе не считаю это правильным). Т.е. в каждом классе есть дети с различным уровнем готовности примерно в равных количествах. И моя задача - прогноз: определить ресурс (на что можно опереться) и дефицит (над чем предстоит работать), определить уровень психофизиологической зрелости и адаптивности ребенка, его энергетический потенциал (работоспособность, утомляемость, истощаемость), эмоциональные особенности...
Методика, по которой я работаю, очень надежная, сертифицированная, стандартизованная - сложная, но прогностичная. Моя задача ПРЕДУПРЕДИТЬ, поскольку родители решают судьбу ребенка.
По Закону об образовании ребенок может приступить к обучению в школе с 6,5 до 8 лет (по прописке он в школу будет зачислен). Родители присутствуют при собеседовании, потом я выдаю заключение, интерпретирую результаты, рассказываю, КАК можно работать с теми или иными проблемами и т.д. И, думаю, родители иногда бывают недовольны моими выводами)). Правда, позже эти выводы подтверждаются...
Например, "Исключение лишнего", где учитывается КАК исключает ребенок: по основному признаку, анализируя (жидкое-твердое, живое-неживое, птицы-насекомые, домашние и дикие животные и т.п.) или конкретно, по внешнему признаку (собака, заяц, белка, еж - исключает ежа, потому что колючий), по функциональному ("этот плавает, а эти бегают"), не понимая пока основной. Это разный уровень осмысления - совсем дошкольный (конкретный) или "предшкольный" (интуитивый анализ-синтез).
В любом задании, инструкция дается очень точная и четкая - может ребенок ее удержать или выполняет поверхностно - это разный уровень восприятия, это произвольность деятельности (главный показатель школьной зрелости). Главный вопрос: дозрел-не дозрел - ЦЕНА для организма, для психики, для самооценки...
Ребенок может бойко считать и прилично читать, но при этом не может отделить главное от второстепенного, мыслит как дошкольник... Будет учиться за счет общего кругозора и хорошей механической памяти - класса до пятого хватит, потом сползет на тройки, мол, "неинтересно"

Да у вас супер мальчик, я бы на вашем месте никого бы не слушала;)

Подготовка к школе - стандартная программа детского сада. Они еще хотят за это деньги брать? Ав нашем садике логопед хороший, с огромным опытом деньги не берет принципиально, так что есть еще в садах спецы.

Обсуждение

Девочки, всем огромное спасибо за ответы!
Сегодня ситуация решилась сама собой - я узнала, КТО будет вести подготовку к школе и поняла, почему за полгода вперёд хотят деньги брать.
К ЭТОМУ учителю я не поведу детей даже бесплатно.
Но юридические основания всё равно буду разведывать:-))

В саду пока тишина. Вообще ничего не плачу - многодетные. А за подготовку к школе больше 8!!! за одну. 2 раза в нед. по 2,5 часа. Иначе в школу не попасть. А зачем вам платить за доп. образование, кроме логопеда? Вы же в школу и так попадете.

Подготовка к школе в саду. Купила пособия для подготовки к школе по математике, мышлению, письму. А в саду действительно в подготовительной группе должны готовить к школе. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов...

Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Подготовка к школе в саду. Есть ли смысл именно в такой подготовке?

Обсуждение

Отдельно по подготовке руки к письму. Это стоит делать дополнительно к саду. Штриховка разнообразная, узоры, раскрашивание, палочки-галочки - замечательно.

Отдельно и важно -усидчивость и внимание (говорят, это можно натренировать). Усидчивость - способность что-то делать волевым усилием до результата. Делать -все то же. Рисовать, петь, приседать, штриховать, вырезать из бумаги, нанизывать бусинки, лепить из пластилина.

Восприятие на слух -важно. Можно тренировать, играя. Поверни направо, сделай три шага, подпрыгни, наклонись и тп.

И послушание, тут уж никуда не деться...

Имхо -деньги платить не за что, а облегчить жизнь ребенку в первом классе реально своими усилиями и, на мой взгляд, это стоит свеч.
Поищите тесты на готовность к школе, там по разделам -умения, навыки, характер и тп. Все предельно конкретно. И подгонять те области, где слабо.
Никакая подготовка не подготовит вашего ребенка так, как это может сделать родной человек. Имхо.

Подготовка детей к школе в детском саду

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:


1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оцениватьрезультаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.
Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

На портале Detsad.Firmika.ru собраны адреса и телефоны детских садов и развивающих центров Москвы. Мы предлагаем найти детский сад в вашем районе или около подходящей станции метро. В удобных для сравнения таблицах представлена стоимость занятий в кружках, которые ведут подготовку к школе - таким образом вы легко сможете сравнить цены в разных центрах. Особенный интерес представляют отзывы об учреждениях Москвы, оставленные посетителями портала. Мы внимательно отслеживаем их достоверность, стараясь публиковать только комментарии реальных клиентов.

Как выбрать детский сад в Москве для подготовки к школе?

Подготовка к школе является одной из самых важных задач не только родителей, но и воспитателей детского сада. Насколько усидчивым, стрессоустойчивым и заинтересованным в учебе будет ваш ребенок, настолько успешно будут впитываться знания. Как же выбрать развивающий центр или сад с подготовкой к школе, какими должны быть педагоги в нем, и сколько придется на это потратить?

Особенности выбора подготовительных курсов в детских садах и центрах Москвы

В современных детских садах подготовка к школе идет постепенно с самых младших групп. В старших группах добавляются более целенаправленные занятия по основам письма и чтения. Многие дети, попав к талантливым педагогам, уже с 5-ти лет свободно читают и довольно неплохо пишут.

Что необходимо учитывать при выборе детского сада с обучающей программой:

  • Навыки письма и чтения привить не так просто, как кажется на первый взгляд. Воспитатели и педагоги в хороших центрах и садах общаются с родителями, дают советы и проводят собрания, на которых объясняют, как заинтересовать малыша в учебе, как привить любовь к чтению и избежать излишнего давления на чувствительную психику. Обратная связь от родителей также очень важна, в хорошем центре или детском саду вы всегда можете обратиться с подобными вопросами к воспитателю.
  • Профессиональные педагоги, ориентируясь на особенности детского поведения, строят свои занятия по определенным принципам. В хорошем детском саду ребенка не заставят сидеть около двух часов над решением одной задачи, ведь воспитатель понимает, что это попросту неэффективно. Самое лучшее решение – постепенно увеличивать время занятий, начиная с минимального (15 минут) и заканчивая уже полноценным академическим часом (45 минут).
  • Всем известно, что игры – лучший способ помочь детям усвоить информацию любого характера. Воспитатели проводят специальные интеллектуальные разминки с загадками про школу, читают стихи, разыгрывают сценки по ролям, заинтересовывая детей в будущем посещении настоящей школы. Что положить в портфель? Какие уроки ребенок хотел бы изучать? Опытный педагог не только сам знает множество игровых способов взаимодействия с ребенком, но и поделится ими с вами. Не стоит стесняться задавать вопросы, ведь от этого зависит будущая учеба.
  • Присмотритесь не только к тому, как воспитатель взаимодействует с детьми, но и какова общая атмосфера в "маленьком коллективе". Профессионал должен не только уметь создавать комфортную и приятную атмосферу для детей, но и предупреждать развитие конфликтов, помогать детям найти выход из них.
  • Для многих занятий требуются соответствующие материалы: малышам могут понадобиться краски и альбом, детям постарше – учебники, пенал и тетради. В большинстве детских садов канцтовары родители приобретают самостоятельно. Важно помнить о том, что экономить на материалах для обучения не стоит, так же как и уделять им излишне много внимания. Обилие разноцветных блокнотов и карандашей может отвлекать от собственно учебного процесса.
  • Желательно, чтобы в выбранном вами центре развития работал не только медицинский персонал, но и детский психолог. Нельзя пренебрегать консультацией этого специалиста перед походом в школьное учреждение.

Разумеется, выбор детского сада также зависит от финансового положения родителей.

Стоимость подготовки к школе в детских садах и центрах развития Москвы

Если в выбранном детском саду подготовка к школе бесплатна, то единственным, на что вам придется потратиться, будут канцтовары. К сожалению, подобные услуги можно найти не в каждом детском саду, платные занятия организуют гораздо чаще. Стоимость курсов подготовки в Москве варьируется от 2000 до 6000 рублей.

В семье ребенок получает комплексную помощь при подготовке к школе. Родители для него являются и воспитателями и учителями одновременно. Тем не менее, в рамках семьи и без помощи профессиональных педагогов полноценная подготовка ребенка к обучению в школе невозможна. Для детей, которые не посещали детский сад, подготовка к школе в семье оказывается недостаточной и они, как правило, показывают значительно более низкий уровень готовности к школе.

Каким образом осуществляется подготовка к школе в семье

Каждая семья строит воспитательный процесс по своему усмотрению, без согласования с педагогами и без дополнительных методических рекомендаций. Таким образом, в семейном воспитании возникают определенные пробелы, в особенности при подготовке ребенка к школе. Дети, посещавшие дошкольные учреждения в большинстве случаев оказываются лучше подготовленными не только в плане воспитания и обучения, но и по части психологической, поскольку такие дети уже имеют определенные навыки совместной коллективной работы с учебным материалом.

В детском саду подготовка детей к школе занимает особое место, поскольку детские сады относятся к системе народного образования и в их задачу входит, помимо воспитания всесторонне развитой личности, подготовка будущих учеников . От интенсивности и эффективности работы воспитателя детского сада в процессе подготовки ребенка к школе зависит успешность его обучения в будущем. Перед воспитателем в подготовительной группе стоят две основные задачи: всестороннее воспитание и специальная подготовка. Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задачи воспитателя в подготовительном процессе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

1. Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;

2. Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;

3. Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;

4. Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Педагогическая деятельность воспитателя в детском саду носит образовательный характер и складывается из двух составляющих получения дошкольниками знаний и умений: широкое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, и организованный учебный процесс. Соответственно, в процессе приобретения знаний и умений различаются те из них, которые ребенок может получить самостоятельно в процессе общения и те знания и умения, которые он может получить только на специальных учебных занятиях. В задачи воспитателя на занятиях входит проверка полноты усвоения детьми программного материала, проверка быстроты и рациональности их действий, наличия навыков и умений, а также контроль правильного, адекватного поведения.

Многими современными психологами выдвинуто мнение, что около восьмидесяти процентов интеллекта ребенка формируется до восьмилетнего возраста. В связи с этим требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников достаточно высокие.

В детском саду познавательные задачи объединяются с формированием нравственно-волевых качеств, а их решение осуществляется в тесной взаимосвязи. Формирование познавательного интереса способствует пробуждению у ребенка активности, способствует развитию любознательности. В свою очередь умение проявлять настойчивость и прилежание способствует повышению качества деятельности. Таким образом, дошкольники уверенно и эффективно усваивают учебный материал.

В процессе воспитания ребенка в детском саду необходимо также выработать у ребенка потребность в познавательной деятельности, любознательности, самостоятельном поиске решений и ответов на возникающие вопросы. Ребенок, у которого эта потребность не выработана в достаточной степени, будет проявлять на занятиях в школе пассивность, его сложно будет заставить выполнять задания, самостоятельно овладевать знаниями и, соответственно, достигать высоких результатов в учении.