Автоболезни — профессиональные болезни водителей. Какие болезни характеры для водителей? Профессиональные болезни шоферов

Современные мужчины и женщины не могут представить себя без автомобиля. Многие забыли, что в жизни нужно как можно больше активно двигаться. Если раньше автомобиль считался роскошью, сегодня – это средство передвижения. Для некоторых мужчин автомобиль – это работа. Практически сутками приходится проводить за баранкой дальнобойщикам, таксистам, водителям автобусов. Насколько опасен такой ? Какие профессиональные заболевания характерны для водителей? Можно ли от них защититься?

Частые болезни у водителей

Простатит

Распространенная патология у мужчин. Очень часто он развивается из-за сидячего образа жизни. Когда мужчина постоянно находится в таком положении, у него возникают проблемы с кровообращением, появляются разные застои в малом тазе, развивается .

Геморрой

Болезнь вызвана частыми запорами. Мужчина в дороге неполноценно питается, ему не хватает клетчатки, которая крайне необходима для полноценной работы пищеварительной системы. Поэтому лучше вместо хот-дога, шаурмы, всегда иметь при себе бобовые, овощи, фрукты, семечки, орехи. Не забывать есть теплые супчики, полезные каши.

Остеохондроз

За рулем приходится сидеть в согнутом виде, поэтому нарушается положение осанки.

Радикулит

Часто сначала мужчина страдает от остеохондроза, затем – от . Также в поездках, особенно в сильную жару, постоянно открытые окна, поэтому можно легко простудить поясницу.

Ожирение

Водители практически на двигаются, они постоянно в пути. В результате начинает откладываться лишний жир, нарушается обмен веществ. А, если водитель еще употребляет фаст-фуд, пьет газировку, энергетики, это еще больше усугубляет ситуацию.

Сердечные болезни

Ученые доказали, профессиональные водители чаще всего страдают от высокого давления, подвержены инсульту, . Почему? Во-первых, опять же, из-за отсутствия физических нагрузок. Во-вторых, из-за постоянных стрессов – на трассе приходится находится в напряжении, внимательно следить за дорогой, иначе можно попасть в серьезное ДТП. В результате атрофируются мышцы сердца, сужаются сосуды, поэтому мужчина может в любой момент пострадать.

Бесплодие

Когда мужчина постоянно сидит, у него перегреваются яички, поэтому нарушается выработка тестостерона, не созревают сперматозоиды. Особенно опасно кресло водителя с дополнительным подогревом, тесное нижнее белье.

Болезни кишечника и желудка

Как уже было выше сказано, практически каждый водитель питается вредной пищей. У него нет времени, чтобы сесть спокойно поесть первое и второе, нужно быстро ехать, поэтому имеет в результате кишечную непроходимость, гастрит, язву и пр.

Какие вещества опасны для водителя?

  • Выхлопные газы . Практически все автомобили заправляют бензином, когда он сгорает, начинает выделять более 200 токсинов. Особенно опасны тяжелые металлы.
  • Угарный га з. Часто водитель не ощущает ни запаха, ни цвета, а в больших дозах это вещество может привести к смерти. В случае легкого отравления беспокоит сильная головная боль, слабость, тошнота, рвота, кружится голова, а вот, когда человек вдыхает угарный газ в течение длительного времени, он теряет сознание.
  • Окислы азота выделяются на магистралях. Они приводят к раздражению глаз, дыхания, могут привести к хронической пневмонии.
  • Углеводороды – канцерогены, приводящие к раку. Для защиты от негативного воздействия от токсинов лучше всего заправляйтесь бензином со специально присадкой для сгорания топлива.
  • Вещества, которые выделяют шины , не менее опасны. Когда автомобиль резко тормозит, начинают выделяться токсические вещества – фенолы, бензол, стирол, толуол. Когда шины трутся об асфальт, начинают образовываться опасные канцерогены.
  • Шинная пыль . Когда изнашивается протектор, выделяется шинная пыль , она попадает в легкие и приводит к серьезной аллергии в виде , ринита, конъюнктивита и крапивницы.
  • Асбест. Не менее опасные тормозные колодки. Для изготовления этой запчасти используется асбест, а он со временем может вызвать рак.

Внимание! Особенно опасным веществом считается фенол, который выделяется во время торможения. Он постепенно отравляет организм.

Профилактика водительских болезней

  • Прежде всего нужно заняться спортом. В свободное время как можно больше гуляйте пешком, занимайтесь активным спортом.
  • Не забывайте за перерывы. Останавливайтесь и выполняйте упражнения, которые помогут улучшить кровообращение в области малого таза: приседания, круговые вращения тазом в разные стороны, наклоны туловища.
  • Во время езды обязательно выполняйте такое упражнение: втяните область между анусом и яичками, при этом ягодичные мышцы должны быть расслаблены. С помощью упражнения можно натренировать лобково-копчиковые мышцы. Это лучшая профилактика простатита и других застоев крови в органах малого таза.
  • Купите специальный ортопедический матрас. Так можно предотвратить развитие геморроя, простатита, радикулита. Кроме того, вы всегда будете поддерживать осанку, снизите утомляемость.
  • Старайтесь каждый день принимать контрастный душ. За счет перепадов температуры, вы активизируете кровообращение, улучшите состояние нервной системы, укрепите иммунитет.
  • Дополнительно принимайте витамины, особенно, если вы их не получаете из пищи.

Вы водитель? Приходится проводить много времени за рулем? Подумайте о своем здоровье. В свободное время старайтесь как можно меньше сидеть, отдайте предпочтение активному отдыху на природе. Если все-таки начали беспокоить разные заболевания, придется отказаться от своей профессии, иначе в дальнейшем не избежать тяжелых последствия.

Вы просто владелец автомобиля? Старайтесь использовать авто только на дальнее расстояние, лучше всего как можно больше ходить. Движение –отличная закалка для организма. Ходьба укрепляет суставы, сердце, сосуды и другие системные органы. Водите автомобиль и оставайтесь здоровыми!

Не секрет, что сидячий образ жизни крайне отрицательно может сказаться на здоровье человека. Каких только болезней не приписывают врачи офисным сотрудникам, кассирам, бухгалтерам или даже водителям. Да-да, последние также нередко страдают самыми различными заболеваниями, даже не подозревая, что их причиной может выступать любимый автомобиль. В данной статье мы расскажем о наиболее распространенных недугах, сопровождающих заядлых водителей, и поможем определить методы борьбы со столь неприятными спутниками автолюбителей.

Все «профессиональные» болезни водителей можно условно разделить на четыре группы. Это:

1. Заболевания, которые являются следствием длительного сидячего положения: остеохондрозы, привычные вывихи, геморрой, простатит и радикулит.

2. Болячки, связанные с постоянными стрессами, являющимися следствием напряжения (аритмии, кардиалгии, гипертония и инфаркты).

3. Болезни, вызванные неполноценным и нерегулярным питанием в процессе работы (гастриты, язвенная болезнь, колиты, панкреатиты и холециститы). Правда, эта группа недугов больше характерна для профессионалов, а не любителей.

4. Проблемы, связанные с малоподвижным образом жизни и нарушением обмена веществ, представленные в виде ожирения и сахарного диабета.

Давайте рассмотрим некоторые из них более детально.

1. Заболевания желудочно-кишечного тракта

Первой из проблем, настигнувшей профессионального водителя, является заболевание желудочно-кишечного тракта. Это и неудивительно, ведь, постоянно находясь за рулем автомобиля, просто не хватает времени на здоровое и сбалансированное питание. Так, сидячий образ жизни непременно будет влиять на перистальтику кишечника, ведь поглощенная на ходу пища не сможет нормально усваиваться, а значит, будет дольше находиться в кишечнике.

В результате, все накопленные токсины губительно сказываются на слизистой оболочке, нарушая естественную выработку ферментов. Этот факт позволяет отнести к профессиональным заболеваниям водителей воспаления разных участков кишечника: начиная от двенадцатиперстной кишки и заканчивая прямой кишкой. Естественно, при отсутствии своевременного лечения, казалось бы, мелочная проблема может легко спровоцировать образование более серьезных заболеваний (например, злокачественных полипов).

В качестве профилактики специалисты рекомендуют употреблять пищу на удобном стуле в каком-либо придорожном кафе, а после серьезного обеда или ужина стоит уделить хотя бы 15 минут на прогулку. Однако, если вы не можете позволить себе отвлечься от автомобиля даже на такое недолгое время, тогда выучите несложный комплекс гимнастических упражнений, которые необходимо выполнять спустя каждые три часа поездки. К ним относят:

- повороты туловища;

Наклоны;

2. Лишний вес

Конечно, передвигаться на собственном автомобиле намного удобнее, чем на общественном транспорте, но если вы вынуждены постоянно находиться за рулем, тогда повышенный комфорт может быстро превратиться в менее приятные явления. Конечно, поначалу мало кто задумывается над тем, что резкое снижение физических нагрузок грозит появлением лишнего веса, особенно учитывая неизменность пищевых привычек, однако факт остается фактом, и малоподвижный образ жизни совершенно точно ведет к нарушению процессов кровообращения и обмена веществ. В последнем случае, наиболее характерным последствием такого явления выступает сильный рост жировой ткани, скапливающейся в основном на животе, бедрах и груди.

Результаты гиподинамии (ослабления мышечной деятельности) будут заметны уже спустя месяц активной работы с использованием автомобиля: объемы тела увеличиваются, и появляется второй подбородок.

Наверное, вы не раз обращали внимание на то, что большинство дальнобойщиков имеют достаточно солидные формы, ведь все употребляемые фаст-фуды (а вместе с ними и углеводы) не могут нормально усваиваться и сразу преобразуются в жир. В этом нет ничего удивительного, ведь организм водителя практически не затрачивает никакой энергии.

Бороться с данной проблемой все же можно. Попробуйте отказаться от гамбургеров, хот-догов и сладкой минеральной воды, заменив их низкокалорийными продуктами с минимальным содержанием жира и углеводов (например, курицей, говядиной, нежирной рыбой, овощами, творогом и обезжиренным молоком). Пищу в дорогу лучше готовить либо самостоятельно, либо заказывать диетические продукты в попутных кафе, тем более, что на сегодняшний день они далеко не редкость.

Конечно, лишний вес не станет серьезным препятствием при управлении транспортным средством, но определенные проблемы он все же способен вызвать. К примеру, избыточная масса тела вызывает и ряд других заболеваний, среди которых в числе первых находятся проблемы с сердцем, а это уже может послужить противопоказанием к управлению транспортным средством.

Наверное, одним из наиболее распространенных видов современных заболеваний являются проблемы с сердцем и сосудами. В частности, те мужчины, которые по роду деятельности вынуждены пребывать долгое время за рулем автомобиля, в значительно большей степени подвержены инфарктам и гипертонии. В принципе, этому явлению есть вполне логическое объяснение. Во-первых , из-за сильной эмоциональной нагрузки (необходимо постоянно следить за дорогой) не удается расслабиться, а во-вторых , нехватка физической активности приводит к атрофии мышц, в том числе и сердечной.

4. Половая система

Несмотря на то, что многие водители-мужчины отрицают наличие у себя любых проблем, связанных с «мужским здоровьем», это не всегда так. На самом деле, постоянное сидение и отсутствие любых физических нагрузок нередко приводят к плачевным результатам.

Данное заболевание является самой распространенной урологической проблемой мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, причем 70% больных – это профессиональные водители. Первые признаки простатита могут проявляться в виде общей слабости и повышенной утомляемости, что нередко сопровождается болезненными ощущениями в промежности и различными расстройствами сексуального характера. Однако даже самые небольшие проблемы требуют незамедлительного решения, иначе заболевание попросту перейдет в хроническую фазу, сопровождающуюся серьезными осложнениями – импотенцией и мужским бесплодием.

Среди возможных причин появления столь неприятного заболевания врачи выделяют и малоподвижный образ жизни. Что касается водителей, то к постоянному сидячему положению (приводит к застою крови в малом тазе) стоит добавить еще и постоянную тряску, и физические перегрузки при передвижении по неровным дорогам. В результате, нарушается кровообращение и существенно снижается подача кислорода ко всем органам, что тем самым вызывает развитие воспалительных процессов. Кроме того, происходит постоянное травмирование промежности, которое крайне отрицательно сказывается на общем состоянии мочевого пузыря и предстательной железы.

Отдельным пунктом следует отметить и современные технологии, призванные повысить комфорт водителей. К примеру, третьей в списке причин простатита у автовладельцев выступает использование подогрева сидений. Ученные уже давно доказали, что перегрев паховой зоны – это прямой путь к проблемам с предстательной железой и половыми органами, которые со временем становятся слабыми и малоподвижными.

Также для мужчин опасна и резкая смена температур, что особенно актуально в холодное время года. К примеру, при выходе из теплого автомобиля на холодный воздух вы рискуете получить воспаление предстательной железы. Конечно, все вышеперечисленные факторы, несомненно, влияют на «мужскую силу», но наиболее значимыми причинами появления функциональных расстройств являются стрессы. Пробки, аварийные ситуации на дорогах и агрессивные водители способствуют эмоциональному переутомлению и снижают защитные функции организма, вследствие чего мужчина начинает болеть.

4.2. Мужское бесплодие

Практически любая болезнь со временем лишь усугубляется, приводя к все более серьезным проблемам. Простатит в этом случае не исключение, и постоянное сидение за рулем может грозить бесплодием. Тут дело в том, что перегрев яичек препятствует нормальному созреванию сперматозоидов, а заодно и выделению мужских гормонов. Этот факт касается абсолютно всех «заядлых» водителей, тем более тех, кто использует сиденье с подогревом и носит тесное белье.

4.3. Половые расстройства у мужчин

Половые расстройства – это еще одна проблема многих автолюбителей, ведь все описанные выше воздействия просто не могут не сказаться на этой части жизнедеятельности мужчины. Снижение потенции, ослабление эрекции, раннее семяизвержение и пониженная способность к оргазму могут сопровождать профессионального водителя долгие месяцы и даже годы, а если проблему вовремя не устранить, то дальнейшее развитие серьезных заболеваний только вопрос времени.

5. Мышцы и позвоночник

Не секрет, что большинство болезней водителей связано именно с неудобным положением тела за рулем транспортного средства. Как результат, существенно нарушается циркуляция крови в малом тазе (об этом упоминалось выше) и повышается нагрузка на позвоночник. Наиболее частыми проявлениями проблем со спиной являются радикулиты и остеохондрозы, которые, к слову, могут привести к инвалидности.

Кроме того, не на последнем месте находится и частота появления грыж дисков позвоночника. Они характеризуются разрушительными процессами в позвоночнике и объясняются отсутствием должного уровня смазки (питания дисков). В свою очередь, подобное «питание» зависит и от глубоких мышц позвоночника, которые в нормальном состоянии играют роль своеобразного насоса, закачивающего смазку в диски. Если же эти мышцы не смогут сокращаться и расслабляться в привычном режиме, то смазывание межпозвоночных дисков будет невозможным.

Первым сигналом отека седалищных мышц является боль в поперечной зоне и районе хребта, а также онемение ног. Иногда может появляться и чувство жжения. К тому же, симптомы остеохондроза нередко выражаются и в сильных болях в районе таза и грудной клетки, а в случае поражения шейных позвонков возможно помутнение сознания и даже галлюцинации. Надо сказать, что все обезболивающие препараты, к использованию которых прибегают водители, приносят лишь временное облегчение и не способны устранить саму причину проблемы. Помимо этого, побочные эффекты такого обезболивания нередко проявляются в виде кровотечений желудка, различных аллергий, депрессии или общего снижения работоспособности.

6. Легкие

По роду деятельности, профессиональному водителю приходиться сталкиваться с разными проблемами здоровья, однако одной из самых значительных является болезнь легких. Учитывая тот факт, что автолюбитель постоянно находится в окружении выхлопных газов, неудивительно, что он вдыхает более 200 токсичных соединений. Кроме того, свой вклад в развитие болезней вносят и тормозные колодки, которые при сгорании образуют асбестовую пыль.

Одним из первых симптомов поражения дыхательной системы выступает першение в горле, которое также может сопровождаться несильным кровотечением. В свою очередь, игнорирование подобных симптомов чревато появлением дистрофии слизистой оболочки, вследствие чего она перестает защищать легкие от токсичного поражения.

У профессиональных дальнобойщиков токсины и пыль проникают не только в легкие, но и в бронхи, что существенно усугубляется курением (органы дыхательной системы становятся очень чувствительными к поражениям подобного рода, в результате чего легко возникают различные воспалительные процессы и онкологические образования). К профессиональным заболеваниям водителей относят и эмфизему (разрастание соединительной ткани легких и сосудов), которая существенно уменьшает объем легких. Данное заболевание смертельно опасно, так как ухудшение вентиляции легких делает их беззащитными перед воздействием различных вредоносных микроорганизмов.

Естественно, постоянное напряжение и сосредоточенность на дорожной обстановке не может не сказываться на остроте зрения водителя. Кроме того, управление автомобилем в разное время суток и при разных погодных условиях существенно отличается, а значит, и глаза устают по-разному. Поэтому многие автолюбители нередко пользуются тонировкой стекла, в частности, наносят на верхнюю часть защитную тонировочную пленку (ширина не должна превышать 15 см). Такое дополнение призвано защитить глаза от слепящего солнечного света, хотя в некоторых случаях и его недостаточно (например, в утренние часы, когда солнце только поднимается).

Некоторые специалисты рекомендуют подбирать стекла с серым, зеленым либо коричневым оттенком, которые наиболее эффективно обеспечивают цветопередачу и существенно повышают контрастность самого изображения.

8. Профилактика профессиональных заболеваний водителей

Учитывая все вышесказанное, вполне логично сосредоточить свое внимание на минимизации отрицательных факторов, вызванных длительным нахождением за рулем машины. В первую очередь, обратите внимание на физическую активность и при возможности увеличьте длительность пеших прогулок и занятий спортом. Также необходимо делать перерывы в движении, при которых обязательно покидать транспортное средство и хоть немного разминаться. Если обстановка позволяет, можно проделать несколько упражнений, которые улучшат кровообращение в малом тазу. К ним относят:

- круговые вращения туловища и его наклоны (сначала в одну, а затем и в другую сторону);

Наклоны вперед с касанием пола;

Приседания.

В тех случаях, когда возможность встать отсутствует, можно выполнить другое упражнение: в положении сидя, не напрягая мышцы ягодиц, начинайте втягивать область между яичками и анусом. Периодическое выполнение такого действия поможет тренировать мышцы потенции, то есть лобково-копчиковой мышцы.

Подписывайтесь на наши ленты в

Движение – это жизнь. На сегодняшний день для многих движение это езда на своем автомобиле. Но совсем не то хотели сказать этой житейской поговоркой. В наши дни автомобиль перестал быть роскошью, а стал средством передвижения. Более того, для многих автомобиль стал неотъемлемой частью работы. Жизнь без авто не могут представить таксисты, дальнобойщики, водители маршруток и т.д. Эти профессии обязуют находиться водителей целый день за рулем. , и какие профессиональные болезни подстерегают водителей?

Топ самых частых болезней водителей:

  1. Простатит . Одно из самых частых заболеваний мужской половой сферы. Сидячий образ жизни является одной из основных и самых частых причин возникновения . Находясь длительное время в сидячем положении нарушается кровообращение и появляется застойный процесс в области малого таза, что приводит к простатиту.
  2. Геморрой . Вызван геморрой не только нарушенным кровообращением в малом тазу. Частые запоры являются основной причиной геморроя у мужчин. Несбалансированное питание с недостаточным содержанием клетчатки, необходимой для работы пищеварительного тракта, является главной причиной запоров. Поэтому для необходимо употреблять продукты, содержащие клетчатку: фрукты и овощи, бобовые, орехи, семечки.
  3. Остеохондроз . Вызван остеохондроз сидячим образом жизни и неправильным положением осанки за рулем.
  4. Радикулит . Одной из самых частых причин возникновения радикулита является остеохондроз.
  5. . Отсутствие физической нагрузки способствует отложению лишнего жира. Это ведет к нарушению обменных процессов, после чего ситуация с избыточным весом еще больше ухудшается. Усугубляет положение не правильный рацион питания, составляющей частью которого является фастфуд.
  6. Сердечно-сосудистые заболевания . Мужчины, чья профессия связана с постоянным нахождением за рулем, подвержены инфарктам и по двум причинам: сильная эмоциональная нагрузка и недостаточная физическая активность. Эмоциональная перегрузка проявляется из-за постоянного напряжения за рулем: необходимо быть всегда сосредоточенным и внимательным, чтобы не попасть в ДТП. Отсутствие физической активности способствует ослаблению и атрофии сердечной мышцы, что приводит к различным сердечно-сосудистым заболеваниям.
  7. Мужское бесплодие . Сидячее положение способствует повышению температуры и перегреву яичек, что мешает созреванию сперматозоидов и выделению мужских гормонов. Усугубляет положение водительское кресло с подогревом, а также тесное .
  8. Заболевание желудочно-кишечного тракта . Относится к водителям, которые пренебрегают здоровой пищей и часто не имеют времени нормально перекусить. Например, дальнобойщики.

Профилактика профессиональных заболеваний водителей

Итак, что необходимо предпринять, для того чтобы минимизировать последствия, вызванные длительным пребыванием за рулем.

Первое на что необходимо обратить внимание это физическая активность. При возможности делать пешие прогулки и заниматься спортом. Если есть возможность, делайте перерывы. Во время перерыва старайтесь больше двигаться и если позволяет обстановка проделывайте упражнения для улучшения кровообращения в малом тазу:

  1. Круговые вращения тазом сначала в одну, потом в другую сторону
  2. Наклоны туловища вперед с касанием пола руками
  3. Приседания
  4. Наклоны туловища в стороны

Если нет возможности встать можно проделывать следующее упражнение: сидя, начинаем втягивать область между яичками и анусом, при этом мышцы ягодиц не должны напрягаться. Этим упражнением тренируются . Упражнение эффективно для профилактики простатита, а также заболеваний связанных с застоем крови в области малого таза.

Второе, над чем следует задуматься водителям, это об оборудование своего водительского места специальным ортопедическим матрасом.

Профилактика остеохондроза, радикулита, геморроя, простатита

-поддерживает правильную осанку
-снижает утомляемость за рулем

Помните, предупредить легче, чем лечить. Поэтому, лучше заняться профилактикой заболеваний вовремя, иначе профессиональные болезни водителей могут появиться в любой момент.

Заболевания позвоночника всегда беспокоили людей. А сейчас вряд ли найдется человек, который за свою жизнь ни разу не испытывал боль в спине. 10-15% случаев нетрудоспособности происходят по причине заболеваний позвоночника. На тысячу первичных обращений к врачу в связи с болезнью позвоночника приходится четыреста случаев госпитализации, из которых в 30 случаях требуется дальнейшее обследование и лечение, а в пяти - операция.

Врачебная статистика подтверждает, что заболеваниям такого рода почти в одинаковой степени подвержены люди любого возраста, а увеличение их числа по причине старения организма незначительно. А вот различия по половому признаку есть: мужчины вдвое чаще подвергаются этим заболеваниям, чем женщины. Во-первых, по причинам, обусловленным анатомией и физиологией. Во-вторых, потому, что мужчины чаще выполняют физически тяжелую работу.

Понятие «остеохондроз» сегодня определяют как дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, прежде всего межпозвоночных дисков - с уменьшением их высоты, деформацией и расслоением. Это неизбежно сказывается и на функционировании других систем организма. Но больше всего страдает позвоночник. Остеохондроз - не единственное заболевание позвоночного столба. Распространены также радикулит, ишиас, спондилоартроз, дискоз, люмбаго, люмбоишиалгия, грыжа межпозвоночного диска и т.д.

Начинаются заболевания позвоночника с острого приступа или постепенно, могут сопровождаться слабыми болями или тяжелейшим состоянием. Обострения тоже могут случаться с разной частотой, но неизбежно с нарастанием тяжести болезни. То, какой характер будет носить болезнь, зависит от того, в какой степени и как поражены межпозвоночные диски.

На рентгенологическом обследовании остеохондроз свидетельствует о себе наличием изменений формы тел позвонков, высоты позвоночных дисков, наличием «когтей» и «шипов» - т.е. костных наростов на позвонках. Собственно, отсюда и берет начало распространенное мнение об остеохондрозе как об «отложении солей».

Нарушение обменных процессов в позвоночнике приводит к мышечным, сосудистым, двигательным и иным нарушениям.

Остеохондроз «за рулем»

Последствиями длительного нахождения за рулем могут стать не только болевые ощущения в спине и шее, но и хронические заболевания позвоночника. По результатам исследования, проведенного RAC - британским Королевским автомобильным обществом - стало известно, что большинство водителей продолжительно сидят в неправильной позе, результат - перенапряжение мышц спины. Особенно негативно сказывается на здоровье «поза банана» - когда у водителя выпрямленные ноги вытянуты к педалям, а корпус тела наклонен к рулю.

Давление на межпозвоночные диски при этом максимальное, а тряска во время езды его усиливает еще больше. Возрастает и вероятность серьезных травм во время аварий. По рекомендации медиков, в грузовых авто лучше использовать жесткие, хорошо подогнанные к фигуре шофера, сиденья. Что касается материала изготовления обивки сидений - лучше, если это будет ткань, а не кожа или винил. Шоферу не стоит отодвигаться от педалей на большое расстояние. И следует тщательно отрегулировать подголовник.

Профилактике заболеваний позвоночника водители грузового транспорта, подолгу находящиеся за рулем, не уделяют должного внимания, и в этом - главная причина проблемы.

Между тем, остеохондроз можно отнести к профессиональным заболеваниям водителей. И в том, чтобы сохранить здоровье водителя, огромная роль принадлежит выбору грузового автомобиля - с учетом не только его ходовых качеств, но и эргономичности кабины.

Водительское сиденье

Желательна регулируемая поддержка поясницы, устанавливать которую нужно как можно ниже; изменение высоты и наклона также актуально. Спинка тоже должна регулироваться, поддерживая позвоночник в физиологическом положении, с учетом его изгибов.

Сиденье должно быть оборудовано подголовником, что обезопасит шейные отделы позвоночника при рывках или резких торможениях грузовика.

Установка сидений в Транспортном Центре

Как правильно сидеть

Положение тела должно быть прямым, спинка сиденья выступает опорой для позвоночника. Тогда давление на межпозвонковые диски будет равномерным. Если конструкция кресла этого не предусматривает - заведите себе маленькую плоскую подушечку, которую будете подкладывать под поясницу. Возьмите за правило останавливаться через каждые 2-3 часа и выходить из кабины - немного подвигаться, осмотреть автомобиль. На стоянке можно сделать несколько упражнений.

Несколько слов о специальных ортопедических подушках под спину: такая подушка снижает неблагоприятное воздействие на позвоночник вибрации, вынужденного продолжительного сохранения неподвижной позы. Правильная комфортная подушка соответствует форме нижней части спины, являясь хорошей поддержкой для позвоночника. Она способствует сохранению правильной осанки, уменьшению давления на поясничный отдел позвоночника и предупреждает заболевания, виной которым - «сидячее» положение.

Какие выполнять упражнения

  • Во время остановки в пути следует выйти из автомобиля, взяться руками за опору, которой послужит какая-либо прочная деталь кузова, и выполнить упражнение «складной нож» - постараться растянуть позвоночник, выпрямляя ноги и руки и сгибая туловище как можно больше, чтобы таз опустить максимально близко к земле. Сопровождать упражнение продолжительным выдохом «ХАА».
  • Выпрямившись, выполнить следующее упражнение: поставить ноги шире плеч, и, поворачивая туловище к любой ноге (чтобы передняя нога была направлена носком вперед, а задняя стояла перпендикулярно передней), пытаться медленно согнуться вперед. Потом ноги следует поменять. Руки при этом скользят по ноге и касаются земли возле передней ноги. Упражнение выполняется на выдохе. Передняя нога при этом не сгибается. Может ощущаться боль в области поясницы и по задней линии ноги, но это нормально. Ухудшения это не вызовет, если делать упражнение правильно и медленно. Упражнение является декомпрессионным.

Профилактическое значение таких упражнений велико. Они предупреждают появление острых болей в спине, а если таковые уже имеются - помогают от них избавиться. Есть закономерность: чем в более запущенном состоянии спина - тем сильнее боль. Но это только в первое время.

Умение пройти через боль, победить ее помогает человеку и избавиться от тяжелых заболеваний, и укрепить дух и тело, и избавить себя от необходимости в будущем глотать обезболивающие средства.

Важно понимать, что боли в спине после продолжительных поездок могут возвратиться, но именно поэтому не следует забывать о выполнении профилактических упражнений, которые способствуют снижению остроты и продолжительности болевых ощущений.

  • Если накануне длительной поездки водитель сможет уделить некоторое время занятиям на турнике, было бы замечательно. Лучше всего выполнять подъем ног - прямых или согнутых в коленях - до касания перекладины носками. Подъем ног необходимо выполнять на выдохе, первые несколько движений могут сопровождаться болью, порой сильной - к этому надо быть готовым.
  • Для снятия боли хорошим средством может стать посещение бани или сауны.
  • Чтобы был должный эффект, баню нужно посещать после выполнения упражнений. Перед посещением парилки тело необходимо охладить, после - тоже окунуться, с головой. Существует предубеждение, что принятие холодных ванн чревато простатитом. Однако, тут вина не переохлаждения, а все того же неподвижного сидения, из-за которого происходят застойные явления в мышцах промежности.
  • Для предупреждения этого профессионального заболевания перед длительной поездкой следует делать глубокие приседания, вытянув руки вверх и вперед. Должный эффект достигается при выполнении за один раз не менее ста приседаний. Выполнять упражнение следует и после поездки.
  • Вставать после приседаний нужно на выдохе: «ХАА». Схема действия упражнения такова: происходит венозный отток крови от нижних конечностей, сохраняется нормальное кровообращение в мышцах промежности.
  • Водителю-дальнобойщику желательно стать постоянным посетителем тренажерного зала: хороший мышечный тонус является непременным условием противостояния заболеваниям, вызванным долгим пребыванием в неподвижных позах. А это не только остеохондроз, но и повышенная утомляемость, раздражительность, головные боли, гипертония, геморрой, заболевания суставов. Заболеваниям опорно-двигательного аппарата же можно противостоять только упражнениями. Но - исключительно правильными упражнениями.
  • Просто двигательная активность (игра в волейбол или футбол, например) не будет являться профилактикой вышеперечисленных заболеваний. Упражнения, направленные на профилактику не являются развлечением. Они необходимы. Выполнять их столь же важно, сколь важно технически подготавливать свой грузовик к дальней дороге. Не делать этого - опасно. То же самое касается и вашего организма.

Здоровья и счастливого пути!
Ваш Транспортный Центр

ID: 2013-11-977-A-3069

Оригинальная статья (свободная структура)

Евлампиев С.Ю., Махонько М.Н., Шкробова Н.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Кафедра профпатологии и гематологии

Резюме

Источником повышенного профессионального риска водителей автотранспортных средств (автобусы, грузовики, такси) является автомобильный транспорт. Профессия-водитель предполагает возникновение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, получение травм различной степени тяжести, в том числе травм несовместимых с жизнью, развитие которых может привести к утрате полноценной трудоспособности работника, и в отдельных случаях - к получению инвалидности.

Ключевые слова

Автомобильный транспорт, профессиональные заболевания, профессионально обусловленные заболевания

Статья

Актуальность проблемы. Под влиянием комплекса факторов различной интенсивности у водителей автотранспортных средств формируются профессиональные и профессионально обусловленные заболевания.

Цель. Провести анализ данных литературы о вредных факторах, влияющих на здоровье водителей.

Задачи исследования. Определить группы профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, развивающихся у водителей и уточнить роль факторов, принимающих участие в их формировании.

Материалы и методы. Изучение и анализ литературных данных о состоянии здоровья водителей современного автотранспортного транспорта.

Полученные результаты. По статистическим данным отмечено, что 42,3% работников (почти 30 млн. человек) трудятся во вредных и тяжелых условиях, в число которых входит большинство водителей. Число проб, взятых на рабочих местах, в которых количественные показатели вредных производственных факторов превышают допустимые нормативы, колеблется в пределах 20-40%. К конкретным причинам, приводящим к развитию профессиональной патологии, относятся износ оборудования и устаревание технологий, недостаточное количество средств индивидуальной и коллективной защиты, недостаток нормативной информации, массовые нарушения технологической дисциплины, низкий уровень культуры производства и подготовки работников, снижение контроля за соблюдением санитарных норм и других охранно-трудовых нормативов, несоблюдение режимов труда и отдыха, пренебрежение к собственному здоровью, распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания). Следует подчеркнуть, что перечисленные причины во многом определяются невысокой в целом медико-гигиенической культурой российских работников транспортной отрасли. Работами ряда авторов установлено, что профессиональные и профессионально обусловленные заболевания прямо связаны с неблагоприятными условиями труда, достаточно распространенны среди работников транспортной отрасли, определяя не только уровень их работоспособности, но и состояние здоровья, а также продолжительность творческого долголетия.

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания водителей условно делятся на 5 групп.

1. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. Нервная система постоянно находится под напряжением, что вызывает заболевания нервно-психической сферы и сердечно-сосудистую патологию. У водителей нередко развиваются аритмии, кардиалгии, гипертензия, инфаркты миокарда.

2. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким заболеваниям относятся остеоартозы, остеохондрозы, спондилоартрозы, спондилолистезы (несращение дуги позвонков), радикулиты, грыжи дисков позвонков, привычные вывихи, шейно-плечевые плекситы, вибрационная болезнь, простатит, геморрой.
3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным питанием в рабочее время. К ним причисляют гастрит, язвенную болезнь, холецистит, колит, панкреатит, дисбактериоз.
4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями обмена веществ. Это - сахарный диабет и ожирение.

5. Аллергические и онкологические заболевания. К ним относят бронхиальную астму (выхлопные газы, дизельное топливо, бензин, смазочные масла), рак легкого и гортани (при изготовлении тормозных колодок применяют асбест; в момент торможения автомобиля на тормозных колодках происходит температурный рост, достигающий восьмисот градусов по Цельсию, с одновременным выделением фенола).

Данные заболевания касаются профессиональных водителей, а не любителей.

Известно, что условия труда водителя определяются нервно-психическими перегрузками, возникающими из-за большого количества и разнообразия информации (сигналы светофоров, качество дорог, неожиданные препятствия), идущей с улицы и от приборов кабины. Увидеть, услышать, прочувствовать, понять 3-4 важных сигнала в 1 минуту, более 200 за 1 час, свыше 1600 за 8-часовую рабочую смену и быстро принять решение - основа для большой нервно-психической перегрузки у лиц данной профессии. К этому добавляется ответственность за свою жизнь и людей, находящихся в машине, за перевозимый груз, а также иногда работу в ночную смену. Неблагоприятными рабочими операциями для водителя городского транспорта, приводящими к особо высоким нервно-психическим перегрузкам, являются резкое торможение, обгон, проезд нерегулируемого перекрестка, встраивание в транспортный поток и выезд из него, а для машинистов строительной, дорожной и другой техники - работа на откосах, совместная работа с другими транспортными средствами. У 3% водителей причиной выхода на инвалидность являются заболевания нервно-психической сферы. Около 40% из них получают инвалидность по сердечно-сосудистой патологии в возрасте до 50 лет. Клиницистами установлено, что производственно обусловленные заболевания у водителей возглавляет артериальная гипертензия, возникающая в результате нервно-психических перегрузок. В нашей стране ею страдают (и при этом продолжают работать) 18-20% лиц данной когорты. Около 1/3 всех заболеваний с временной утратой трудоспособности и половина причин инвалидности у водителей автомобилей обусловлены ишемической болезнью сердца. Относительно часто начало артериальной гипертензии связано с так называемыми реактивными состояниями, возникающими у водителей после дорожно-транспортного происшествия.

Гигиенистами доказано, что важный по степени значимости вредный производственный фактор - физические нагрузки, влияющие на шейно-плечевые суставы и связочный аппарата из-за частых поворотов головы (90-150 раз за 1 час) на 50-130° (к зеркалам заднего вида, дверям, пассажирам). Частота нажима педалей ногами, обращение к рычагам, штурвалам, вынужденная поза (сидя) в течение длительного времени - все это создает большие физические нагрузки общего и местного характера. Одним из самых частых метаболических заболеваний костной системы, вызванным воздействием общей, локальной или комбинированной вибрации, является остеопороз. Выявляется функциональная перестройка костной ткани, которая проявляется в изменении костных балок, изменении рельефа суставных поверхностей, появлении зон остеосклероза, усилении бугристости в местах прикрепления мышц, изменении направления костных балок. При наступлении декомпенсации развиваются патологические изменения в виде кист (из-за развития дистрофического процесса вследствие травмы или ангиоспазма, приводящего к появлению очагов ишемии), эностозов (из-за избыточной продукции остеобластов), остеоартрозов. Нередко костно-дистрофические изменения возникают задолго до клинических появлений профессиональной патологии. Ряд публикаций содержит сведения о том, что постоянными вредными факторами, оказывающими действие на водителя, являются также вибрация и шум, превышающие допустимые санитарные нормативы, а также инфразвуковые колебания, загазованность воздуха оксидом углерода (угарным газом), оксидами азота, серы, бензином, углеводородами, канцерогенными и другими продуктами, запыленность, пониженная или повышенная температура воздушной среды, недостаточная освещенность. Учитывая влияние этих неблагоприятных условий труда, среди водителей, начиная примерно с 45 лет, то есть еще до наступления пенсионного возраста, нередко наблюдается уход из своей профессии. Во многих исследованиях выявлено что, у водителей регистрируются такие профессиональные заболевания, как отравления угарным газом, этилированным бензином, вибрационная болезнь, токсико-пылевой бронхит, нейросенсорная тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Возможны острые отравления выхлопными газами (в основном угарным газом), которые наблюдаются даже в средней полосе России в жаркое время года при не отрегулированной работе двигателя; бензиновые пневмонии от попадания бензина в легкие при его засасывании через шланг. Из-за работы в вынужденной позе у водителей наблюдаются застой венозной крови в нижней части тела и предрасположенность к геморрою, варикозной болезни нижних конечностей. Необходимо отметить, что наиболее распространенное заболевание у этой группы - простатит, основной причиной которого является застой кровообращения в малом тазу из-за неудобного сидячего положения за рулем. Частая задержка мочеиспускания из-за безостановочной езды может стать причиной рака мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Недостаточно благоприятные условия труда водителей вызывают патологию органов дыхания (до 50% от всех болезней), желудочно-кишечного тракта, периферической нервной системы, женской половой сферы (6-7%), нарушение обмена веществ, аллергические и онкологические заболевания. Водители автотранспорта являются группой повышенного онкологического риска по раку желудка, гортани, легкого, а также раку почек и мочевого пузыря.

Выводы. Проведенный анализ литературных данных позволил оценить негативное влияние вредных факторов на состояние здоровья водителей, способных вызывать развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, что требует в дальнейшем проведения профилактики и реабилитации лиц данной профессии.

Литература

1. Акентьев П.В. Влияние экстремальных ситуаций профессиональной деятельности на работоспособность и заболеваемость водителей оперативного транспорта: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2005. - 18 с.

2. Алешечкина Е.Е., Шелехова Т.В., Богословская С.И., Зайцева М.Р., Рощепкин В.В. Фармакологическая коррекция нарушения костного ремоделирования у пациентов с вибрационной болезнью. - Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №3; url:www.science - education.ru/109-9575.

3. Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. - М., 2008. - 588 с.

4. Гейц И.В. Охрана труда. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006. - 688 с. - (Б-ка журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги». Выпуск 2).

5. Гореликова О.Н. Онкологическая заболеваемость и смертность водителей автомобильного транспорта (обзор литературы). - Медицина труда и промышленная экология. - 1993. - №5-6. - С. 34-38.

6. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность. - М.: Медицина, 2002. - 392 с.: ил.

7. Косарев В.В., Лотков В.С., Бабанов С.А. Профессиональные болезни. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.

8. Махонько М.Н., Шкробова Н.В. Клиника, течение, диагностика остеопороза у профессиональных больных. Сборник научных трудов: «Актуальные проблемы гигиенической оценки и управления рисками здоровью сельского населения и работников сельского хозяйства»: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 16-17 ноября 2011 г., Саратов / Под ред. профессора В.Ф. Спирина. - Саратов: ООО «Новый цвет», 2011. - С.155-157.

9. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 №828 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации».

10. Приказ МЗ и СР РФ от 12.04.2011г. №302н «Об утверждении перечней вредных и/или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

11. Чурсин Г.В. Методы и средства прогнозирования, диагностики и профилактики профессиональных заболеваний операторов человеко-машинных систем: на примере водителей агропромышленного комплекса: дис. .... канд. техн. наук. - Курск, 2010. - 154 с.

Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (4 голоса)